Новейший МС-21 получил российское "черное крыло"
Самолет с крыльями из российских композитных материалов, впервые представят на авиасалоне МАКС. Он пройдет в конце июля. Летать МС-21 научили в корпорации "Иркут".
На первом самолете МС-21-300, который будет поставлен заказчику, 14 июля 2021 года завершилась стыковка крыла, изготовленного из российских полимерных композиционных материалов.
На Иркутском авиационном заводе, филиале корпорации "Иркут", ведут производство самолетов МС-21-300 для поставки первым заказчикам. Два дебютных лайнера находятся в цехе окончательной сборки. На разных стадиях агрегатной сборки находятся еще три самолета, идет монтаж отсеков фюзеляжа. Начато изготовление деталей для последующих машин.
"Крыло у самолета одно, и состоит оно из трех агрегатов: центроплана и двух консолей. Консоли изготавливаются на заводе "АэроКомпозит-Ульяновск" и доставляются в Иркутск автотранспортом. Перед установкой на самолет консоли прошли тщательный входной контроль. Консоль уже проверяли в Ульяновске на заводе-изготовителе компании "АэроКомпозит". Но жесткие нормы авиационной безопасности требуют многократных детальных проверок", – поясняет заместитель начальника агрегатно сборочного производства Олег Корзинников.
После завершения сборки планера на самолете начнется монтаж систем. Затем наземные проверки и начало полетов.
Планируется, что первый серийный МС-21-300 поднимется в небо до конца года. Поставка самолетов заказчикам начнется после завершения сертификационных испытаний. Полеты по программе сертификации в настоящее время выполняют четыре опытных самолета МС-21-300, которые базируются в городе Жуковский Московской области.
В сентябре 2018 года США ввели торговые ограничения в отношении российской компании "АэроКомпозит", которая специализируется на изготовлении силовых композитных конструкций для гражданских самолетов. После этого некоторые зарубежные компании отказались от поставок исходных материалов для производства. В 2019 году в России активизировались работы по замене импортных материалов самолета МС-21 на отечественные.
Эти работы опирались на большой опыт отечественных конструкторов в разработке и производстве конструкций их композитов. В рамках программы импортозамещения в России были разработаны и испытаны отечественные аналоги импортных материалов. В разработке и производстве отечественных композитов принимают участие ведущие химики и технологи России. В их числе ученые и специалисты Московского государственного университета и предприятий "Росатома".
Технология производства крупногабаритных изделий кессона крыла на базе инфузионных технологий разработана и запатентована в России.
С 2020 года крыло изготавливают из отечественных материалов.
Результаты всестороннего тестирования отечественных композиционных материалов позволило начать серийное производство крыла из них на заводе "АэроКомпозит-Ульяновск".
Применение жестких и легких композиционных материалов позволило разработать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета МС-21. Это дало возможность увеличить диаметр фюзеляжа. Для пассажиров широкий фюзеляж, прежде всего, – дополнительный комфорт.
Испытания материалов показали, что переход на российские композиты не ухудшит характеристики самолета. В России для разработки и производства авиационных композитов и конструкций из них создана новая отрасль, опережающая по своему технологическому уровню зарубежные разработки.