14 июля 2021, 19:23 14 июля 2021, 20:23 14 июля 2021, 21:23 14 июля 2021, 22:23 14 июля 2021, 23:23 15 июля 2021, 00:23 15 июля 2021, 01:23 15 июля 2021, 02:23 15 июля 2021, 03:23 15 июля 2021, 04:23 15 июля 2021, 05:23

"Музы Монпарнаса". Пушкинский музей открывает выставку, посвященную женщинам Парижа

  • "Музы Монпарнаса". Пушкинский музей открывает выставку, посвященную женщинам Парижа
  • Картинка
    "Музы Монпарнаса". Пушкинский музей открывает выставку, посвященную женщинам Парижа
  • "Музы Монпарнаса". Пушкинский музей открывает выставку, посвященную женщинам Парижа
Многие произведения предоставлены европейскими и американскими частными коллекционерами и привезены в Россию впервые.

"Музы Монпарнаса". Пушкинский музей открывает выставку, посвященную женщинам, составившим славу легендарного артистического района Парижа. Многие произведения предоставлены европейскими и американскими частными коллекционерами и привезены в Россию впервые. Юлия Кундрюкова осмотрела экспозицию.

Музы и вдохновляли, и творили. Яркий пример – легендарная Кики с Монпарнаса. Певица,актриса, натурщица, о которой Хемингуэй говорил: "Она царила в той эпохе Монпарнаса куда заметней, чем Королева Виктория в эпохе викторианской". Она тоже писала картины, в том числе портрет Эйзенштейна, на выставке – и подписанные для него мемуары. В конце девятнадцатого века женщины приходят в искусство, и Париж редкое место, где они могут получить художественное образование.

"Салон женщин-художниц действительно существовал в Париже, был создан в 80-е годы XIX века, был такой боевой организацией. И институцией, которая многое сделала в борьбе за равноправие и за признание за женщинами права на творческое высказывание", – рассказал куратор выставки Алексей Петухов.

Этих женщин вряд ли можно назвать феминистками. Они предпочитали сотрудничать с мужчинами и зачастую использовали эти связи для того, чтобы войти в мир искусства. Жанна Эбютерн – возлюбленная Модильяни – тоже была художницей. На выставке – ее автопортрет, в котором заметно его влияние. Но были и те, кто шёл собственным путём. Ромейн Брукс сторонилась веяний Монпарнаса: не принимала авангард и была верна символизму. Тем не менее её творчество было на пике художественной жизни Парижа – этот портрет Иды Рубинштейн был одним из самых известных.

"Это невероятно важная такая кухня, в которой экспериментально появлялось новое. И где формировалась роль женщины. Именно тогда. Благодаря прогрессивным мужчинам, благодаря прогрессивно мыслящим и широко мыслящим искусствоведам", – заметила директор Государственного музея \изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

Сердце Монпарнаса – перекресток Вавен. В начале XX века здесь появились артистические кафе, среди которых легендарным стала "Ротонда". Парижская богема не могла себе позволить гулять на широкую ногу, но в "Ротонде" часто расплачивались картинами. И всё же экономический кризис и набирающие силу тоталитарные режимы привели к закату этого творческого праздника. Эстафету подхватили сюрреалисты.

"Покидая Монпарнас" – последний зал, он посвящен сюрреалистам. И здесь одна из муз – Леонор Фини. Кстати, к сюрреалистам она себя никогда не относила. Тем не менее ее называли "Дали в юбке". Она никогда не обучалась живописи и бунтовала против системы образования.

Поэт и писатель, основоположник сюрреализма Андре Бретон очень ревностно относился к своим последователям и единомышленникам. Женщины в этом кругу уже не светские дивы, а скорее посвященные. Теперь нужно было с одной стороны следовать авторитету мужчин, с другой – отстаивать независимость. Живописные работы Доры Маар – музы Пабло Пикассо – стали известны только после смерти художницы. И в них, по мнению искусствоведов, она спорит со своим избранником. Женское искусство – тема, которую Пушкинский музей в этом году планирует продолжать.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация