Число жертв потопа можно было сократить: в Германии не сработало оповещение
Карта большого европейского потопа разрослась на восток и на юг континента: в Сети появились свидетельства того, во что превратились дороги и населенные пункты Чехии и Польши. Критический уровень подтопления – в Малопольском и Подкарпатском воеводствах. Повреждены сотни линий электропередачи, а до некоторых аварийных участков не добраться даже вертолетом. Именно с воздуха наиболее понятны и масштабы наводнения на юге Италии – затопило Апулию, несколько деревень ушли под воду, реки превратились в грязевые водопады и скрыли под собой улицы Фоджи.
В наиболее пострадавших от потопов Германии и Бельгии число погибших приближается к двум сотням, а сколько именно пропавших без вести – до сих пор неизвестно. Соболезнования королю Бельгии Филиппу выразил президент России Владимир Путин.
В городке Арвайлер на севере федеральной земли Райнланд-Пфальц схлынувшая вода оставила такие горы грязи и обломков, что пока удалось освободить от них только центр улиц – для проезда техники. Включилась бюрократия – люди боятся начать работу, пока не придет оценщик из страховой. Нет электричества, нет связи, размыты автобаны, прервано железнодорожное сообщение. Таких отрезанных от мира коммун на западе Германии великое множество, и тысячи людей могли бы повторить похожие слова.
"Я не знаю, что теперь делать. У меня четверо детей. Это настоящая катастрофа. Никто не сказал мне, сколько времени потребуется на восстановление, а это может занять год или два года", – говорит житель Арвайлера.
На спутниковых снимках виден масштаб бедствия – что было и как стало, хотя вблизи еще страшнее.
Накануне канцлер ФРГ Ангела Меркель посетила деревню Шульд – один из наиболее пострадавших муниципалитетов. Оценивая увиденное, она констатировала: в немецком языке нет слов для того, чтобы описать масштаб катастрофы.
В русском языке есть слово "авось". Вероятно, оно подойдет для объяснения катастрофичности ситуации: одна из самых технологически развитых наций мира оказалась не в состоянии сберечь жизни – число погибших приближается к 200.
"Материальный ущерб вряд ли можно было предотвратить, но вот количество человеческих жертв можно было сократить, если бы все ведомства работали слаженно и вовремя известили бы население об опасности. Ни по радио, ни по телевидению не была прервана обычная программа с целью оповещения населения. Многие люди в местах затоплений говорят, что они не были предупреждены о наводнениях", – отметил метеоролог Доминик Юнг.
Старики, инвалиды, обитатели трейлерных парков… много погибших находят в подвалах, куда люди спускались, чтобы отключить электричество и газовые котлы, и не успевали выбраться.
"Я проснулся около 23:00 и, встав с кровати, шагнул в воду глубиной около 20 сантиметров. Я поднял сначала жену и пошел к двери. В это время вода поднялась до моих колен. Затем я вернулся в свою комнату, чтобы взять документы, и вода достигла пояса. Я не мог бы представить, как быстро поднималась вода, если бы не испытал это на себе", – описал пережитое житель Ахрвайлера Йог Лауэ.
Метеорологи за пять дней предупреждали о том, что над западом Германии и странами Бенилюкса столкнутся два мощных атмосферных фронта, и в течение нескольких часов прольется месячная норма осадков, однако европейская система информирования о наводнениях то ли не сработала, то ли ее предупреждения были проигнорированы.
"Германия знала о надвигающемся наводнении", – утверждает Times. Ведущий гидролог из британского университета Рединга Ханна Клок в интервью изданию Politico фактически обвиняет руководство наиболее пострадавших земель в бездействии.
"Люди должны были получать предупреждения, люди должны были понимать эти предупреждения. Бесполезно иметь современные компьютерные модели, которые предсказывают, что произойдет, если люди не будут знать, что делать во время наводнения", – сказала Клок.
Немецкие левые требуют отставки министра внутренних дел Хорста Зеехофера – его ведомство ответственно за оповещение людей о чрезвычайных ситуациях и проведение эвакуации. Вопрос, в какой мере ответственность будет возложена на Армина Лашета – главы ХДС и премьера еще одной пострадавшей земли Северный Рейн-Вестфалия. Для власти чрезвычайные события могут стать возможностью показать людям, что они не зря за нее голосуют, но вероятный преемник Меркель уже раз ошибся, расхохотавшись над чем-то за спиной у федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера, когда тот благодарил спасателей. На фоне национальной трагедии такое может иметь серьезные последствия для всей партии.
В ближайшую среду правительство Меркель обсудит параметры федеральной программы помощи пострадавшим территориям. Первый экстренный транш – 300 миллионов евро, но на восстановление потребуются десятки миллиардов. И, как всегда, вместе с вопросом, что делать, возникает вопрос, кто виноват. И последние слово – за избирателем, который вынесет решение через два месяца и одну неделю.