Гибель детей: за рулем Башкирова смотрела в телефон вместо дороги
Автоледи хочет свободу. Адвокаты Валерии Башкировой, устроившей смертельное ДТП с двумя малышами в столичном районе Солнцево, обжаловали ее арест и рассчитывают на смягчение меры пресечения. Девушка получила права полгода назад. Казалось бы, должна была вцепиться в руль и не отводить глаз от дороги. Но, судя по этим снимкам, все было не совсем так... Чему ее учили в автошколе? И почему водители все чаще отвлекаются на телефоны, подвергая опасности себя и других?
Центр Москвы, час пик, в плотном столичном трафике сотни автомобилистов. Некоторые успевают не только вести машину, но и общаться по телефону. Гаджет в руках во время движения чуть ли не у каждого десятого. Оправдания водителей для автоинспекторов – как под копирку:
"Я посмотрел, что мне написали, и положил. Я ж не нарушал правила".
22-х летний Денис за рулем два года. Считает, что его водительских навыков хватает, чтобы и ехать, и вести переписку одновременно. О страшной цене такой самоуверенности молодой водитель, к счастью, пока не знает.
Этот стихийный мемориал видно издалека. Игрушки и цветы. Здесь погибли два мальчика – трех и четырех лет. Дети в сопровождении взрослых переходили дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, когда в них въехала темная "мазда". Аварию зафиксировала камера видеонаблюдения. Видно, как белый автомобиль останавливается, пропуская пешеходов, но черная легковушка скорость не сбавляет. От удара коляска отлетела на несколько метров. 9-месячная девочка, которая спала в ней, получила травмы. Ее родной и двоюродный братья скончались с разницей в сутки.
Как правило, ступая на пешеходный переход, многие люди теряют бдительность. Принято считать, что разметка на асфальте защищает. Но не все водители готовы сбавить скорость. А в случае с этим жутким ДТП заговорили и о другом обстоятельстве. Главная версия произошедшего – 19- летняя водитель отвлеклась на телефон. То есть, вообще не видела дороги.
Сразу после происшествия водителя – студентку Валерию Башкирову отправили под домашний арест. После того, как в больнице один за другим умерли раненые малыши, такое решение суда вызвало небывалое раздражение в обществе. Вскоре прокуратура потребовала отправить Валерию под стражу. Во время повторного избрания меры пресечения Башкирова постоянно плакала. То ли осознала произошедшее, то ли боялась оказаться в камере. Ее родственники утверждают, что Валерия была образцово-показательным начинающим водителем. Мол, от дороги никогда не отвлекалась, скорость не превышала. А смертельное ДТП, якобы, случилось из-за того, что ее ослепило солнце.
Эдуард Башкиров – отец Валерия Башкировой: "Ездила аккуратно, я ее наставлял, я сам водитель, никаких телефонов. Если не берет, значит – за рулем. Это исключено".
Но в интернете уже гуляют вот эти фотографии с камер видеофиксации. На снимке Валерия общается по телефону, что-то разглядывает в гаджете. А вот этот снимок выложила на страничке в соцсети сама Валерия. Похоже девушка действительно не боялась отвлекаться на телефон за рулем. Права Башкирова получила 10 января 2020 года, но ездила, по словам близких, около полугода. Пользовалась семейным автомобилем. "Мазда" принадлежит ее тете.
Эта скромная учебная площадка на территории одного из колледжей района Солнцево. Есть возможность практиковать заезд в гараж и параллельную парковку. По нашим данным, именно здесь училась на водителя Валерия Башкирова. А езду по городу осваивала по близлежащим улицам и наверняка неоднократно проезжала то самое место, где и произошло страшное ДТП. Оно находится всего в 500 метрах отсюда.
Автошкола работает на базе одного из столичных колледжей. Мы решили поинтересоваться, насколько качественную подготовку прошла здесь Валерия Башкирова, а заодно узнать – можно ли тут формально числиться в списках обучающихся, но занятия не посещать. Представитель учреждения ответил уклончиво: "К сожалению, у нас госучреждение, и нам нужно, чтобы у нас была статистика в ГАИ, положительная динамика сдачи. Если вы хотите просто купить свидетельство, это вам нужно куда-то в частное обратиться, в "левую" автошколу".
Говорить открыто – на камеру – сотрудник автошколы не пожелал. Так и не вышел на встречу. Держать ответ пришлось завхозу. Чуть позже в автошколе все-таки прокомментировали произошедшее, назвав смертельную аварию "банальной случайностью". Дмитрий Таманыкин – сотрудник автошколы: "На самом деле, она была отличной студенткой, положительные оценки были, по вождению тоже замечательно. Главное правило – не смотреть за рулем в телефон".
Могла ли "отличная студентка" купить права? Такое предположение высказывали многие. Примеров продажи водительских удостоверений или махинаций на экзамене – сотни. Чего стоит только скандальное дело начальника управления ГИБДД по Тюменской области Александра Селюнина. Следователи считают, что главный автоинспектор региона мог поставить на поток торговлю водительскими удостоверениями. Наши коллеги из программы "Расследование Эдуарда Петрова" выяснили, что в городе искусственно создали очередь на экзамен. Будущие водители были вынуждены платить, чтобы получить заветное удостоверение быстрее. Кроме того, была налажена система получения прав вообще без обучения водителями иностранцами. Показания на Александра Селюнина дал его заместитель – начальник МРЭО Михаил Жигалкин. После этого офицера задержали.
Как получила права Башкирова, ослепило ли ее солнце или она отвлеклась на телефон в момент аварии? Теперь на все эти вопросы должны ответить следователи. Предстоит понять и другое – можно ли было ЧП предотвратить? Местные жители неоднократно просили власти установить здесь так называемого "лежачего полицейского" и ограничить скорость. Искусственная неровность появилась тут через пять часов после смертельной аварии.
Сергей Стиллавин – автоэксперт: "Я считаю, что там обязательно должен быть либо светофор либо, что еще лучше, камера, которая штрафует водителя, если он проезжает по зебре, когда на ней находится пешеход. У нас очень много камер, которые дерут с людей бабки за превышение скорости, а там, где они действительно нужны, чтобы спасать жизни, в частности, несчастным погибшим детям, там камер у нас почему-то нет".
Сейчас Башкирова находится в столичном изоляторе № 6. Ходили слухи, что там она подвергается нападкам со стороны арестанток, у которых есть дети. Члены общественной наблюдательной комиссии Москвы эту информацию опровергли.
Известно также, что Валерия Башкирова намерена обжаловать решение о ее аресте. Родные и близкие девушки утверждают – она совсем ничего не ест и плохо спит. Пока 19-летняя студентка переживает и сражается за то, чтобы из СИЗО вернуться домой, в Череповце, откуда родом семьи погибших малышей, простились с детьми.
Возможно, после этой истории произойдут изменения и в правилах дорожного движения. Например, законодатели задумаются о необходимости увеличить штраф за пользование телефоном водителями. В России сейчас за это нарушение наказывают всего на полторы тысячи рублей. В европейских странах, США, Израиле – суммы в десятки раз больше.
Игорь Маржаретто – автоэксперт, главный редактор журнала "За рулем": "По некоторым западным исследованиям, в каждом третьем ДТП в качестве основного или сопутствующего фактора – это отвлечение внимание водителя на как раз гаджет. Я не сторонник увеличения и ужесточения наказания, но, видимо, и России придется по этому пути пойти.
Стоит задуматься и самим водителям. Всего несколько секунд внимания, потраченные на гаджет за рулем, могут стоить жизни людей. Но, наверное, чтобы сделать такие выводы, надо или пройти отличное обучение правилам, или накопить достаточный водительский опыт.