Здоровое долголетие и старение 10 августа 2021, 12:59 10 августа 2021, 13:59 10 августа 2021, 14:59 10 августа 2021, 15:59 10 августа 2021, 16:59 10 августа 2021, 17:59 10 августа 2021, 18:59 10 августа 2021, 19:59 10 августа 2021, 20:59 10 августа 2021, 21:59 10 августа 2021, 22:59

Старение мозга обернули вспять с помощью пересадки фекалий

Воздействие сообщества бактерий, живущих в нашем организме, на мозг и даже личность хозяина может быть масштабнее, чем кажется.
    Фото Fakurian Design/Unsplash.
Трансплантация кишечного микробиома молодых мышей вызвала удивительные изменения в мозге мышей "преклонных лет". Важные структуры их мозга начали лучше работать, что проявилось в улучшении памяти пожилых грызунов.

Старение — процесс, который принято считать необратимым. При этом старению подвержены все живые системы без исключения.

Самым неприятным аспектом старости для человека является то, что общее увядание организма сопровождается снижением когнитивных (умственных) способностей. Пожилым людям становится тяжело не только двигаться, но и запоминать важные вещи, и, главное, учиться новому.

Население развитых стран неумолимо стареет, то есть относительное число пожилых людей среди населения постоянно растёт. Поэтому одной из важных задач для учёных всего мира является поиск способа если не остановить старение вовсе, то хотя бы его замедлить.

Неожиданные результаты исследования, опубликованного в авторитетном издании Nature Aging, говорят о том, что старение мозга можно не просто приостановить, а даже обернуть вспять при помощи… кишечных бактерий.

Множество исследований посвящено тому, как микробиом кишечника влияет на нервную систему и даже личность своего хозяина. Мы уже писали о том, что некоторые кишечные бактерии могут заставить мать покинуть своё потомство, а другие — помогают забыть о страхе. Более того, учёные выяснили, что кишечный микробиом может влиять на развитие болезни Паркинсона, а также защищать хозяина от депрессии и тревожности.

Исследователи из Ирландии в своём исследовании сконцентрировались на том, как именно кишечный микробиом влияет на старение мозга. Для этого учёные взяли образцы фекалий, в которых и содержатся кишечные бактерии, у молодых мышей (3-4 месяца от роду) и пересадили их 20-тимесячным грызунам. Такой возраст мышей считается уже почтенным.

В качестве контрольного эксперимента, учёные также пересадили микробиом старых животных их пожилым собратьям и микробиом молодых — молодым.

Первое, что заметили исследователи: состав кишечных бактерий "мышей-старцев" из экспериментальной группы стал похож на микробиом молодых мышей.

Также изменения начали происходить и в мозге пожилых мышей. Их гиппокамп — область мозга, участвующая в работе памяти и процессах обучения — стал физически и химически походить на гиппокамп молодых мышей. Это омоложение проявилось в том, что старые мыши начали быстрее проходить лабиринты, которые создавали для них учёные. Животные также лучше запоминали устройство лабиринтов с каждой очередной попыткой.

Такого эффекта не наблюдалось у пожилых мышей, которым пересадили "старый" кишечный микробиом.

Однако стоит заметить, что экспериментальные мыши не стали вновь молодыми, как по мановению волшебной палочки. Многие их кишечные бактерии остались прежними и напоминали о прожитых месяцах. Кроме того, животные не стали более социальными. В общем, эти мыши так и остались "стариками", просто их мозг начал работать чуть лучше. Что, впрочем, всё равно очень обнадёживает.

Несмотря на столь поразительный результат, всё ещё остаётся неизвестным, может ли такая терапия повлиять подобным образом на человека. В то время как механизм влияния кишечных бактерий на мозг остаётся неизвестным, бездумная пересадка микробиома от одного человека другому может привести к совершенно непредвиденным последствиям.

К слову, недавно мы писали о том, что пересадка кала неожиданно вылечила двух пациентов от COVID-19, а также о том, что трансплантация фекалий помогает вылечить алкоголизм. Рассказывали мы и о том, что омолаживающий эффект переливания молодой крови можно достичь гораздо более прозаичным способом. Также мы сообщали о том, что в микробиоме долгожителей был обнаружен секрет здорового старения. Ещё учёные выяснили, что "правильные" кишечные бактерии защищают организм от радиации.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".