"НЭО Центр" провел исследования по регулированию трудовых отношений в платформенной экономике
Все больше услуг переходят на модель, при которой покупатель напрямую, через онлайн-агрегатор (платформу), получает товар или услугу. И как раз агрегатор гарантирует выполнение договорных обязательств обеими сторонами. По данным исследований в 2018 году платформенная экономика составляла до 5% мирового ВВП. Но уже в 2020 году объем мировой платформенной экономики оценивался в 3 трлн долларов США, и рост ее, по сравнению с 2019 годом, составил 19,5%.
В этой связи вопрос трудовых отношений в такой экономике требует трансформации. Сейчас трудовое законодательство содержит лишь два вида отношений: отношения найма (когда организация нанимает сотрудника, давая ему предусмотренные законом социальные гарантии) и договорные отношения (когда организация заключает договор на выполнение работ или услуг с независимым работником без социального пакета).
До сих пор большая часть платформенной экономики (до 90%) рассматривает свои отношения с партнерами именно как отношения договора с самозанятыми (фрилансерами). Однако во многих развитых странах нарастает количество судебных дел, в которых партнеры (как правило, бывшие) требуют признать их наемными сотрудниками с соответствующими социальными выплатами. Законодатели всего мира в связи с этим находятся в сложном положении. С одной стороны, необходимо не допустить снижения социальных гарантий работников. С другой – переход платформ на отношения найма уничтожит инновационную бизнес-модель. Между тем, именно платформенная экономика в эпоху COVID19 стала значимым фактором занятости и налоговых поступлений.
В этой связи исследования, сделанные "НЭО Центром", показывают различные практики государств в отношении регулирования трудовых отношений в платформенной экономике. В странах с традиционно жестким регулированием трудовых отношений стараются занимать взвешенную позицию и принимают решения в каждом конкретном случае, исходя из существующих обстоятельств. Например, в США, в штате Калифорния принят акт Proposition 22, законодательно закрепляющий презумпцию именно трудовых отношений (платформа – наемный сотрудник). Однако из-под его действия выведены значительные группы профессий, особенно в транспорте (такси), логистике (доставка), сфере медиа и развлечений. И список таких исключений постоянно растет.
Франция первой в мире законодательно отказалась от автоматического признания отношений платформ и партнеров отношениями найма и ввела в практику индивидуальное рассмотрение каждого случая. Германия и вовсе отказалась законодательно определять модель отношений платформ и их партнеров: их регулирование осуществляется на уровне исполнительных органов и подзаконных актов – циркуляров федеральных министерств. В Австралии решение принимает Комиссия по добросовестным трудовым отношениям, которая является внесудебным органом по разрешению споров. Возможно, эта модель является наиболее перспективной и позволяет в полной мере использовать возможности для нахождения точек сближения в каждом конкретном случае.
В России сейчас также идет дискуссия о правилах регулирования трудовых отношений между платформами и их партнерами. В частности, в Минтруде сейчас обсуждаются вопросы законодательного их регулирования. И здесь важно, чтобы, с одной стороны, были сохранены высокие российские стандарты социальных гарантий трудящихся, а с другой – были даны стимулы развития российских цифровых платформ, способных создать новую инновационную экономику, способствующую развитию рынка труда, повышению налоговых поступлений и обеспечению потребностей населения в качественных и эффективных услугах. С этой точки зрения, доклад “Сотрудничество самозанятых и платформ: партнерство или трудовые отношения?” дает обширный обзор существующих законодательных практик, позволяя выбрать лучшее из зарубежного опыта для создания собственного кейса, наиболее подходящего для российских реалий.