На ТВ – Коран, джинсы под запретом, женщинам – хиджаб: как меняется жизнь в Афганистане
Толпа с воплями врывается в терминал и устремляется на летное поле, где, как им кажется, осталась последняя спасательная шлюпка в виде американского военного борта, последний шанс бежать из страны, захваченной "Талибан (запрещена в РФ)ом" (запрещена в РФ).
Бортовой номер 1109, дата, с которой все началось в 2001 году – американская экспансия, война с талибами, смена режима.
А так все заканчивается. Люди хватаются за стойки шасси, приклеиваются к доступным частям фюзеляжа. А затем срываются вниз с набирающих высоту самолетов.
А внутри улыбчивы и спокойны бойцы частной военной компании, сотрудники посольства, полезные люди из афганцев. Эвакуация началась ночью. Бойцы 82 воздушно-десантной дивизии США по периметру оцепили летное поле. Когда толпа прорвалась, военные открыли огонь. То ли в результате стрельбы, то ли в результате возникшей давки несколько человек погибли.
За периметром терминала и сейчас люди не прекращают попытки попасть внутрь. Причиной хаоса стало во многом то, как была организована эвакуация западных дипломатов. Регулярные рейсы на этот период были отменены и многие решили, что других уже не будет.
Иностранцы, которым удалось эвакуироваться, позже рассказывали, что по залу вылетов разнеслись слухи о неких тайных посадочных талонах для чиновников и политиков. Пассажиры в панике бежали в сторону посадочных гейтов. В кабинках паспортного контроля никого не было, турникеты на проход были сломаны, а стеклянные двери между воротами и самолетами – разбиты. Люди бегали от одного самолета к другому и не знали, что делать.
В самом Кабуле, в отличие от аэропорта, обстановка довольно спокойная. Талибы полностью контролируют город, на перекрестках даже появились регулировщики движения. Ночью был объявлен комендантский час. С тех пор улицы Кабула непривычно пусты.
"Мы находимся на той улице, где еще вчера яблоку было упасть некуда, но сейчас, как видите, людей мало. Торговцы какие-то есть, но покупателей нет", – говорит Саид Мирвайс, президент Ассоциации афганских выпускников вузов стран СНГ.
Город сдался без сопротивления, как и многие другие столицы регионов, которые за одну только неделю перешли под контроль группировки. Сражаться с талибами либо не могли, либо не хотели.
"Мы ведем войну более 40 лет. Мы не видели ничего, кроме катастроф и сражений. Я потерял двух своих братьев. И мой двоюродный брат на этой войне, поэтому я хочу мира", – говорит Вахидула Оадири, житель Кабула.
Лидер "Талибана" (запрещена в РФ) мулла Барадар с соратниками отсматривает запись того, как его бойцы входят во дворец президента. Ашраф Гани уже давно сбежал. Четыре автомобиля, как сообщалось, были забиты деньгами, часть которых пытались утрамбовать в вертолет, но не вышло.
А ведь еще 10 дней назад Гани в прямом эфире вспоминал покойного короля Афганистана Амануллу-хана и говорил: "Он сбежал. Я не убегу!"
Из видных политиков в стране остался только бывший президент Карзай со своими дочерями. Боевики тем временем обживаются во дворце, фотографируются на память, скручивают и уносят государственный флаг. Глава "Талибана" записывает обращение к афганцам, поздравляет их с большой победой.
Талибы уже провели встречу с работниками национального телевидения, которое, по сообщениям журналистов, сегодня зачитывало цитаты из Корана.
После молниеносного падения режима Гани, самороспуска спецслужб, МВД, капитуляции сил нацбезопасности, функции силовых структур взяли на себя талибы, в том числе по охране российской дипмиссии, которая продолжает работать в Кабуле.
"Талибы подтвердили нам, что ни один волос с головы российского дипломата не упадет, посольству гарантирована полная безопасность. При Ашрафе Гани был сильный терроризм, каждый день в городе было 5-6 взрывов", – говорит Дмитрий Жирнов, посол РФ в Афганистане.
Талибы распространяют среди населения телефоны горячей линии, на которые можно сообщать о случаях мародерства. С огромного флагштока в правительственном квартале Кабула исчез флаг прежней власти. В Джелалабаде смена государственной символики сопровождалась ликованием боевиков.
Единственный регион, не занятый пока талибами – Панджшер. Хватит ли у него сил сопротивляться и дальше, вопрос, но сейчас здесь поднят флаг северного альянса. Движения, которое боролось с талибами после их прихода к власти в 1996 году, и контролировало поначалу немалую часть афганских территорий. Где выращивали, к примеру опийный мак. Сейчас талибы не хотят делиться властью, не рассматривают вариантов по созданию коалиций и в ближайшее время намерены официально объявить о возрождении исламского эмирата, который правил страной до 2001 года.
"Мы естественно только переживаем за простых афганцев, которых бросили обанкротившиеся политики марионеточные. Мы сделаем все возможное", – говорит спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов.
Талибы обещают, что теперь все будет иначе, чем 20 лет назад. К примеру, буддийским памятникам, которые они взрывали ранее, на этот раз, по их заверениям, ничто не угрожает. Изменилось якобы и отношение группировки к женскому образованию. Сегодня в сети появились фотографии из Кабула, на которых девочки утром направляются в школу. Главное условие, которое выдвигают представители талибов – ношение хиджаба. Правда, женщины к новой власти относятся настороженно. Первая в Афганистане женщина-мэр Зарифа Гафари, например, написала в соцсетях, что боится за свою жизнь.
Правда, зачастую вопросы преступлений, наказаний и общественных отношений в государстве талибов дают решать конкретным правителям на местах. В Кабуле сегодня сообщали о первых задержаниях местных жителей.