На Болотной набережной в Москве установили 13-метровую скульптуру Урса Фишера
"Большие куски… глины" уже установили на постаменте, теперь очищают от пыли и грязи, чтобы скульптура сверкала во всем ее алюминиевом блеске. Пешеходы замедляют шаг, рассматривают, фотографируют. Новый арт-объект на самой кромке Болотной набережной уже несколько дней вызывает ожесточенные споры у москвичей. Для одних – это яркий пример абстрактного искусства, которое нужно суметь понять. Другие называют работу безвкусной, бессмысленной глыбой, которой не место в центре Москвы.
Контекст и смыслы прохожим придется расшифровать самим. Автор этой скульптуры швейцарский художник Урс Фишер – известный мастер эпатажа и провокаций. И "концепция" – термин не из его словаря. Раскладывать все по полочкам художник не любит. И считает что в искусстве автор – единственный судья. У 13-метровой скульптуры, весом в 18 тонн есть название – "Большая глина № 4". Это увеличенная примерно в 50 раз и отлитая из алюминия копия комка глины. Фишер разминал его сам, на арт-объекте даже можно увидеть отпечатки его пальцев.
"Этот проект означает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. В нем много метафор и смыслов. Все мы когда-то сжимали в ладони кусок пластилина, и из этой бесформенной массы должно было родиться что-то новое. Так возникает и искусство. Эта глина в процессе обретения своей формы. Она может превратиться во что угодно. Идея – в поиске себя", – сказал художественный директор фонда V-A-C Франческо Маннакорда.
"Комки смятой в руках глины" первыми увидели американцы. В 2015 году эту скульптуру установили на Манхэттене. Объект радовал любителей современного искусства ровно полгода, затем работу увезли во Флоренцию. Скульптура выставлялась на площади Синьории по соседству с Давидом. Но на родине Микеланджело ее не приняли и попросили немедленно убрать. Чтобы погасить страсти, власти Флоренции предложили устроить коллективное обсуждение, чтобы лучше понять монумент. Не помогло. Уже через четыре месяца скульптуру демонтировали. Теперь "Большую глину" обсуждают на московской земле. Это интервенция или интеграция?
"Думаю, что москвичам и гостям столицы будет полезно посмотреть, расширить свой кругозор, посмотреть какие бывают скульптуры. Они бывают разные, а не только вот эти ужасные аморфные, беспомощные памятники, которые засоряют все наши города", – отметил народный художник России Александр Рукавишников.
Искусство многообразно и в этом состоит его значимость. Оно должно будоражить глаз и мысли зрителей – в этом сходятся, пожалуй все. Эта новая площадка и должна стать местом для обсуждений.
"Уровень дискуссий сводится к тому – является ли это изображение экскрементов либо это хорошее произведение искусства. Такая дискуссия, она нас заводит немножко в тупик. Но я думаю, что внутри этой дискуссии содержится очень важный дня нашего общества, и для понимания искусства в нашем обществе момент – это напряжение между абстрактным искусством и реалистическим", – подчеркнула старший куратор фонда V-A-C Екатерина Чучалина.
Между тем обеспокоенные москвичи осторожно интересуются – "Эта скульптура здесь не навсегда?". Организаторы инсталляции успокаивают: "Большая глина № 4" простоит на набережной несколько месяцев, но сколько именно, пока не известно. Это во многом будет зависеть и от самих горожан.