Выставка традиционного женского костюма открылась в Сергиево-Посадском музее-заповеднике
От костюма крестьянок молодых и пожилых – до содержимого "смертного узла". Экспозиция рассказывает, как по одежке встречали: определяли возраст, семейное положение. Как из поколения в поколение передавали технологию изготовления костюма, особенности и значение его орнаментов, цветов.
"Мы ее назвали "Рязанские мадонны", потому что именно в народном женском костюме заложены глубочайшие многовековые корни понимания женской красоты, добродетели смысла жизни", – сказала заместитель генерального директора Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Светлана Николаева.
В праздник наряжались в красный костюм, надевали полный набор украшений. Свадебных нарядов было несколько. Этот сарафан – венчальный. Ему предшествовала одежда так называемого "горевого периода" свадьбы – невеста надевала плакальную рубаху-долгорукавку.
"Она махала рукавами над головой и взывала к своим подругам. Смысл причитаний был – зачем же вы меня отправляете на такую тяжкую долю", – рассказала куратор выставки Галина Соколова.
Желтую рубаху носила женщина, мужа которой забрали в солдаты. Синюшку – синюю тунику – до сорока дней после смерти родных или после родов тоже сорок дней. Эти костюмы в Рязанской губернии собирали экспедиции с 1930-х годов.
Чем старше женщина – тем темнее наряды. Старухи – в синем и черном. С определенного возраста принято было готовить "смертный узел". В нем – белая рубаха, передник, саван.
"Непременную частью узла было маленькое полотенце. На вопрос – для чего – бабушки ответили: вытирать слезы на том свете, в руки, сложенные на животе, вкладывали это полотенце. И нам бабушка показывала, как это делается", – сообщила куратор выставки Галина Соколова.
В музее Сергиева Посада больше тысячи крестьянских костюмов Рязанской губернии. Традиционную одежду этнографы обнаруживают там до сих пор.
"Там, где находились деревни близко к городам, быстро вымывались традиционные предметы из обихода. А вот Рязанская земля долго была заповедной и, надо сказать, остается", – заявила заведующая отделом русского народного декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX века Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Светлана Горожанина.
Обнаружить детскую одежду – удача. Она перешивалась из взрослой, и в многодетных крестьянских семьях снашивалась до дыр. Мужчины свою одежду вообще не берегли – ее почти не осталось. И лишь рязанские мадонны донесли до нас элементы культуры своего времени и места.