Реставраторы восстановили наследие сказочника Ивана Билибина
В Москве, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) открылась выставка "Сказ об Иване Билибине", приуроченная к 145-летию знаменитого художника.
Кажется их было пять – тоненьких, богато украшенных книжечек, которые читались-перечитывались в детстве бесконечно. Были еще сказки Сутеева и рассказы Чарушина о животных, но главными были именно они, книги, оформленные художником Иваном Билибиным более ста лет назад.
Он придумал иллюстрации к "Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке" в 1899 году, увидев работы Васнецова. Оформил сказки "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и "Белая уточка" в 1901 году. А через 3 года проиллюстрировал "Сказку о царе Салтане" Александра Пушкина.
В книгах продумывался каждый миллиметр иллюстрации, поэтому рассматривать подолгу можно было даже рисованные Иваном Яковлевичем рамочки, в которые он заключал текстовую часть сказки. И только взрослой я узнала, что, работая по 10–12 часов, Билибин ежедневно создавал не более 5 квадратных сантиметров от задуманного им рисунка.
За годы его книги подзабылись, но однажды я увидела их на книжном развале и скупила все – детям и внукам. А в конце прошлой недели узнала о выставке "Сказ об Иване Билибине" и пошла немедленно. Рассказываю.
Иван Билибин родился в поселке Тарховка под Петербургом в семье главного врача военно-морского госпиталя в Либаве. Родители всегда интересовались искусством, любовь к которому привили своим детям. По воспоминаниям Ивана, он "рисовал всегда". Тем не менее отец не позволил поступить сыну в Академию художеств, считая, что профессия должна быть основательной.
Юноша послушался отца и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но рисовать и сочинять сказки он не бросил, а в сентябре 1898 года поступил в Тенишевскую мастерскую Ильи Репина. Зимой начинающий художник попал на выставку Виктора Васнецова, собранную вокруг недавно законченной Виктором Михайловичем картины «Богатыри». И пропал: "Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа".
Он доучился и получил диплом юриста, после чего стал журналистом, оформляя полосы в журнале "Мир искусства". По следам этнографической поездки в Вологодскую и Архангельскую губернии он пишет эссе "Народное творчество Севера". Поездка на Север повторяется, но уже по заданию этнографического отдела Музея Александра III (сейчас Русский музей), для которого Билибин собирает коллекцию старинных предметов быта, одежду.
Эмигрировав в 1920 году, Иван Яковлевич готовил эскизы фресок и иконостасов для заграничных приходов православных церквей. И даже создал панно для советского посольства в Париже, которому была суждена странная, загадочная судьба: во время Второй мировой войны немецкие войска, войдя в столицу Франции, заняли в том числе и здание советского посольства. После освобождения города работа Билибина исчезла и больше ее никто никогда не видел. В посольстве даже пытались счистить краску с той стены, на которой висело панно, но под ней ничего не оказалось.
Билибин не прекращал рисовать ни на один день. Он оформляет книги, создает декорации и костюмы для театральных постановок. В том числе в Париже и Буэнос-Айресе.
Он покинул революционную Россию и вернулся в СССР, где ему было позволено работать. Интересный факт: Билибин был автором изображения двуглавого орла, ставшего гербом Временного правительства, а ныне являющегося эмблемой Центрального банка России.
И так как последние годы он провел в Советском Союзе, именно здесь остались собранные им материалы. Путешествуя, будущий художник почти все предметы передавал в коллекцию Русского музея, однако часть находок Билибин сохранил для себя. Это русские костюмы, в том числе рубашка, которую он с удовольствием носил. Сохранились и многочисленные работы Ивана Билибина.
Вещи долгие годы хранил у себя приемный сын Билибина Мстислав Потоцкий (сын третьей жены художника Александры Щекатихиной-Потоцкой). А позже передал наследие художника музею в Ивангороде в Ленинградской области. И в 1980 году на основе этой коллекции в составе Ивангородского музея в бывшем особняке купца Пантелеева была открыта художественная картинная галерея имени Билибина.
За более чем вековое служение некоторые предметы пришли в плачевное состояние и было принято решение отдать их на реставрацию. Так около сорока экспонатов из собрания Ивангородского музея оказались в мастерских Реставрационного центра имени Грабаря, где на протяжении нескольких лет их реставрировали двадцать специалистов из мастерских тканей и графики.
Сейчас отреставрированные предметы выставлены в выставочном зале центра. Экспозиция состоит из нескольких тематических разделов. Помимо узнаваемых памятников билибинского стиля — театральных эскизов, книжных иллюстраций, портретов и пейзажей, впервые выставлена личная коллекция предметов русского народного костюма.
И только на выставке становится понятно, что привезенные с Севера костюмы Билибин использовал в своих иллюстрациях: крестьянские верхнюю одежду, фартук.
А о том, из чего они сшиты, чем украшались и как реставрировались подробно рассказывают экскурсоводы, обязательно сопровождающие каждый сеанс. И это важно, поскольку они не только эксперты по Билибину, но и специалисты в реставрации и могут помочь оценить масштаб проведенных работ (билеты на выставку можно купить на сайте ВХНРЦ).
В коллекции Билибина были и народные головные уборы — например, сорока, которую носили замужние женщины (завязки закреплялись под косой, а «хвост» спускался на спину). "Убор расшит шерстяной нитью, которую повредило не только время, но и насекомые, а несколько бисерных кисточек были утрачены. Одну восстановили, но поместили в сетку, чтобы новодельную деталь можно было при необходимости удалить", — рассказывает художник-реставратор ткани Анастасия Лобанова.
Вторую часть экспозиции составляет театральная графика для постановок в петербургском Старинном театре и парижского периода художника: Билибин оформил "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Николая Римского-Корсакова, оперу Александра Бородина "Князь Игорь". Все работы требовали реставрационного вмешательства, при этом на большинстве листов использовались разные техники, а на оборотах осталось много надписей, штампов и наклеек, которые музей попросил сохранить. Что, безусловно, усложняло работу.
На выставке представлено несколько эскизов к невышедшим спектаклям и картины, в том числе пейзажи лесов, по которым бродил художник в разных странах. Эти картины также стали частью оформления книг и спектаклей.
И последнее. Среди экспонатов оказался таинственный портрет. Вернее, в самой работе нет ничего непонятного: это голова юной девушки, повернутая так, что невозможно определить, с кого Иван Билибин писал его. Наверняка известна лишь фамилия – Чирикова. Но сестер было две. И с обеими Билибина связывали очень близкие отношения. Людмила на картине или ее сестра Валентина утверждать никто не берется.
Детальнее эту и другие истории экспонатов выставки "Сказ об Иване Билибине" раскроет экскурсовод.
Выставка продлится до 15 октября.