Выставка традиционного женского костюма проходит в Сергиево-Посадском музее-заповеднике
Выставка традиционного женского костюма Рязанской губернии второй половины XIX – начала ХХ века проходит в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Репортаж Юлии Струковой.
От костюма крестьянок молодых и пожилых – до содержимого "смертного узла". Экспозиция рассказывает, как по одежке встречали, определяли возраст, семейное положение. Как из поколения в поколение передавали технологию изготовления костюма, особенности и значение его орнаментов, цветов.
"Мы ее назвали "Рязанские мадонны", потому что именно в женском народном костюме заложены глубочайшие многовековые корни понимания женской красоты, добродетели, смысла жизни", – сообщила заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника Светлана Николаева.
В праздник наряжались в красный костюм, надевали полный набор украшений. Свадебных нарядов было несколько. Этот сарафан – венчальный. Ему предшествовала одежда так называемого горевого периода свадьбы – невеста надевала плакальную рубаху-долгорукавку. "Она махала рукавами над головой и приговаривала, обращаясь к своим подругам. Смысл причитаний был таков: зачем же вы меня отправляете на такую нелегкую долю", – рассказала куратор выставки Галина Соколова.
Желтую рубаху носила женщина, мужа которой забрали в солдаты. Синюшку – синюю тунику – до сорока дней после смерти родных или после родов тоже сорок дней. Эти костюмы в Рязанской губернии собирали экспедиции с 1930-х годов. Сложнотканое красное полотно для поневы – шерстяной юбки, ее полагалось надевать замужним женщинам, – обнаружили в 1970-х в Мещерском крае. И это редкость. "Во время Великой Отечественной войны, как рассказывали местные крестьянки, старожилы этих земель, их заставляли сносить понёвное полотно на середину села и сжигали. Потому что эти ткани включали свастические знаки. Этот знак свастики прочно ассоциировался и сейчас ассоциируется с фашизмом. Но это более древний знак, он имеет более древнее происхождение и, скорее всего, связан с огнем, с солнцем, с движением солнца по кругу", – пояснила Галина Соколова.
Чем старше женщина, тем темнее наряды. Старухи – в синем или черном. С определенного возраста принято было готовить "смертный узел". В нем – белая рубаха, передник, саван. "Непременное частью смертного узла было маленькое полотенце. На вопрос: для чего – бабушки ответили: вытирать слезы на том свете. В руки, сложенные на животе, вкладывали это полотенце. И нам бабушка показывала, как это делается", – добавила куратор.
В музее Сергиева Посада больше тысячи крестьянских костюмов Рязанской губернии. Традиционную одежду этнографы обнаруживают там до сих пор. И не только в сундуках, как видно на этом современном фото, ее носят. "Там, где находились деревни близко к городам, быстро вымывались традиционные предметы из обихода. А вот Рязанская земля долго была заповедной и, надо сказать, остается", – рассказала заведующая научно-фондовым отделом Сергиево-Посадского музея-заповедника Светлана Горожанина.
Обнаружить детскую одежду – удача. Она перешивалась из взрослой, и в многодетных крестьянских семьях снашивалась до дыр. Мужчины свою одежду не берегли – ее почти не осталось. И лишь рязанские мадонны донесли до нас элементы культуры своего времени и места.