Работы московских сценографов "Итоги сезона" представили в здании Новой Третьяковки
За два года – два спектакля. В нынешней ситуации – говорит Станислав Бенедиктов это хорошо. "Игроки" – в Малом театре, в РАМТе – "Горе от ума". В Фамусовский дом по задумке художника – превратились и сцена, и зрительный зал. Пространство решено в черно-белых тонах. Большое значение имеет карета. Она наравне с актерами стала действующим лицом.
"Вот эта ситуация, когда его признают сумасшедшим, когда обыгрывается эта карета. Сцена сплетен, что знаете – Чацкий – он сумасшедший. И вот эта карета меняет свой ракурс, она разбивает очень трудно эту сцену, этих сплетен на отдельные кадры", – сказал художник РАМТ Станислав Бенедиктов.
Театр всегда в поиске новых форм. Если раньше – вспоминает Юрий Устинов, художник музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко – молодежь училась у стариков, то сегодня – наоборот. Для разговора с современным зрителем художники часто переносит виртуальный мир в реальное пространство сцены. Так, написанную двести лет назад романтическую оперу Карла Вебера "Вольный стрелок" в театре воплотили в формате компьютерной игры.
"Там очень длинные арии по 10, 9 минут, для современного человека, наверное, было это очень тяжело. Мы делали это как коллаж, когда сочетается приверженец живописи на сцене, но поскольку, время повернулось, что мы эту живопись делаем, видео живопись, она у нас как бы кинетическая ожившая живопись, важно было сохранить и традиции, и современность", – отметил художник музыкального театра Станиславского Юрий Устинов.
На выставке много работ молодых художников, которые активно сотрудничают с региональными театрами. Сценограф Надежда Скоморохова работала в Омске, Улан -Удэ. Например, в Красноярском ТЮЗе "Оливера Твиста" Диккенса – материал огромный для двухчасового спектакля – она предложила визуально решить в виде комикса.
"Комикс, конечно, помог, то есть это было заложено во всем спектакле и в сценографии, хореографии, режиссер по пластике заставлял артистов, чтобы они двигались тоже как в комиксе", – сообщил художник Надежда Скоморохова.
Анастасия Подпорина только начинает путь в качестве театрального художника. Первая работа в кукольном театре Образцова – "Звезда по пути в Вифлеем". Чтобы передать настроение рождественского вертепа, образы героев заимствовала у старорусских деревянных кукол-панок и вдохновлялась фресками.
"Я вдохновлялась фресками Ферапонтова монастыря, и я была на одной фотовыставке одного фотографа Юрия Холдина и, посмотрев на его работы, они очень подробные, я, в общем-то, на них больше всего обратила внимание, и еще древние фрески римские, из римских катакомб", – сказала художник Анастасия Подпорина.
На выставке – говорят художники – нет общих тенденций. Театр должен быть разным.