Новая Третьяковка готовит к открытию выставку Юрия Пименова
Новая Третьяковка готовит к открытию выставку Юрия Пименова – уже идёт монтаж. Это первая в залах галереи персональная экспозиция одного из самых известных советских художников. Репортаж – Марии Трофимовой.
Быстро меняющаяся жизнь, построенная и организованная рациональным путем, какой она может быть? Где дома-коммуны функциональны и лишены источника ссоры – мещанства, как говорили тогда. Выпускник ВХУТЕМАСа Юрий Пименов практически сразу вошел в объединение "Общество художников-станковистов", стал одним из лидеров и создателей фигуративного стиля советского искусства 20-х годов. Молодой, одаренный, он влюблен во все новое в жизни страны. Увлечен немецким экспрессионизмом – с его гротескностью, схематичностью. Эти приемы Пименов использует для изображения советских сюжетов.
"Особенно интересно, как художник работает с задним планом, он изображает конструктивистские здания, которых на самом деле нет. Это такой конструкт – это сочетание того, что он видел в современных журналах и в построенной конструктивистской архитектуре. Художнику важно показать остро современное время", – пояснила куратор выставки Елена Воронович.
Посетители увидят и специально отреставрированный к выставке плакат. В собрание Третьяковки он попал несколько лет назад ,в руинированном состоянии. Реставратор Валерий Силаев сделал невозможное. Восстановил работу, на которую потребовалось бы несколько лет, за несколько месяцев.
"Самая сложная часть – это вот эта правая часть коммунистическая, западная меньше пострадала. видно что они решены в разных стилях. Он блестящий рисовальщик, он работал кисточкой без всякого подготовительного карандаша, вот эту чудную собачку, раз-два удара кистью и она у него получилась", – пояснил художник-реставратор Валерий Силаев.
Создавал работы для массового зрителя, для тиражирования в газетах, журналах. Благодаря им, на выставке покажут отпечатанное на железных листах то, что художник уничтожил, когда переосмысливал свое раннее творчество. В 30-е годы Пименов кардинально поменял стилистику, образность. Теперь главная тема – город, его улицы. Молодые , жизнерадостные люди. Он часами гулял по столице. В 37-м Пименов пишет одно из самых известных своих полотен "Новая Москва".
"С чем связана такая популярность? Вещь написана в страшном 37-м для выставки, которая должна была стать смотром генерального стиля советского искусства – вот так вот серьезно и брутально, и при этом он создает полотно, наполненное жизнью", – отметила куратор выставки Елена Воронович.
В историю отечественного искусства Юрий Пименов вошел и как один из создателей поэтики оттепели. Будни – те, что были за порогом и казались необычайно скучными – в его картинах обретали новую жизнь, настроение, чувство. Самые известные серии "Вещи каждого дня", "Новые кварталы" – были созданы в этот период.
"В каждой работе есть скрытый поэтический секрет, до которого зрителю нужно самостоятельно добраться и названия сразу раскрывали содержание: вот бегут через улицу первые модницы нового квартала с прическами бабетта, которая тогда вошли в моду после фильмов с участием Бриджит Бардо", – пояснила куратор выставки Наталья Чернышева.
Организаторы постарались показать максимально все периоды творчества художника. Стиль, которого менялся в зависимости от ритма и биения времени.