Донбасс: лихая жизнь и снайперская царица
На седьмой год войны в Донбассе противники друг о друге знают практически все. Каждый метр линии фронта тщательно изучен, сфотографирован с коптеров, нанесен на спутниковые карты и пристрелян из минометов и пушек. И в любой момент все здесь может превратиться в сущий ад. А пока в Донбассе идет другая война – тихая, незаметная, снайперская.
Снайпер показывает свою старую позицию. Обычно второй раз ее уже не используют. Шутит, что это его маленький офис со столом и креслом.
"Главная задача сейчас – это ведение контрснайперской борьбы. Это, можно сказать, не то, что первоочередная, а жизненно важная задача. Человек в прицеле – это очень тяжело описать. Это очень тяжелые чувства. Я в прицеле вижу не человека, я в прицеле вижу своего врага", – говорит боец с позывным Ежик.
Съемочная группа ВГТРК – на передовой Луганской народной республики, говорить здесь просят только шепотом, до окопов украинской армии – 150 метров, идеальные условия для снайпера, как в тире. Траншеи, блиндажи, амбразуры, смотрящие в черные глазницы вражеских дзотов. В окопы падают незрелые яблоки из заброшенных садов, их срывает минометным обстрелом, но сейчас здесь тихо.
"Как бы мнимое спокойствие, тишина расслабляет, когда идет постоянный обстрел, ты постоянно настороже, постоянно прячешься, пригибаешься, а здесь день-два тишина – потом только высунул голову, хлоп и все", – рассказал командир подразделения армии ЛНР Андрей с позывным Кама.
Тяжелее всего терять друзей, с которыми семь лет плечом к плечу врастал в донбасскую землю. О них напоминают фотографии на стенах подземных бункеров.
"Поляк, Слива, Арбуз и Суслик. В один день снайпер снял. Мы даже знаем его позывной, не будем говорить. Профессионал конечно, стрелял из импортного оружия, бронежилет вообще не держал пулю, как брони не было", – вспоминает Кама.
На каждой позиции, в каждом окопе, или блиндаже предупреждающие таблички, чтобы помнили о снайпере.
"Пытаются в основном не убить, а сначала ранить. Чтобы подбежали вытягивать, и они в это время начинают работать еще по товарищам, которые пытаются вытащить. Оставляют приманку: ты будешь вытаскивать товарища, он начнет работать, в основном работают парами", – объясняет боец армии ЛНР Сергей Змитрович с позывным Кум.
От снайперов страдают и мирные жители, которые до сих пор ютятся в разрушенных войной домах с пробитыми крышами и заколоченными черными досками окнами.
Житель поселка Александровка в ДНР Александр Слепцов показал свои шрамы: стреляли в спину, калибр 7,62, было видно кишки. Указательный палец улетел вообще, средний еле висел. Было больно и страшно, боли мучают до сих пор. Снайпер подловил мужчину, когда тот возвращался с работы к своей девушке. На нем не было камуфляжа, улица было тихой. До дома идти оставалось не больше 3 минут. После выстрела успел позвонить девушке, прибежали ее родители и потащили парня к соседям. Пуля разворотила ему внутренности, сделав инвалидом. Операция по спасению его жизни шла почти 9 часов. Это не единственный случай, только за этот год в Александровке три раза стреляли по мирным жителям.
Поселок Молодежный находится в так называемой серой зоне. Между позициями Луганской республики и украинской армией. Между жизнью и смертью.
"Поселок постоянно находится под прицелом снайперов, помимо того, стреляют из тяжелого вооружения, стрелкового вооружения, крупнокалиберными пулеметами и автоматами. Вот в данный момент, спасибо, что зеленка. Угол между двух домов, в котором до сих пор проживают люди, простреливает снайпер. Летом, зимой надо бывает перебегать это место. Есть еще 5-й дом, там за территорию нельзя. Сразу стреляет снайпер, – рассказывает заведующий сектором по жизнеобеспечению города Золотое-5, поселка Молодежный администрации города Первомайска Роман Варламов.
В 5-м доме живет Елена Заговаева с трехлетним Кириллом, который родился здесь, под обстрелами. Жизнь-то все равно продолжается. Недалеко стоит трактор с выбитым пулей стеклом. Народ еще как-то умудряется обрабатывать поля и собирать урожай. Тракторист Виталий Горбунов рассказал, что пуля вошла в середину лобового стекла, когда он пошел подсоединять кардан. Но он относится к смерти философски.
По лабиринту траншей корреспонденты с бойцами вышли к развалинам железнодорожной станции и разбитым постройкам шахтерской конторы. Для охоты на вражеского снайпера солдаты берут с собой Василия. С ним сподручнее. Чтобы в тепловизоре не распознали ловушку, Василия обматывают грелками с горячей водой и обогревающими пакетами. Это подсадной манекен, старый дедовский способ, который используется в контрснайперской борьбе.
"Моя задача сейчас была не попасть, мне нужно было сделать так, чтобы противник перестал стрелять, определить где находится стрелок противника, указать на него и дать его координаты, а дальше уже занимаются им пулеметчики, гранатометчики", – объяснил боец по имени Сергей.
Луганская винтовка "Славянка" мощнейшего калибра с 23-миллиметровым бронебойным патроном гарантированно пробивает БТР с 2 километров. Это царица снайперских винтовок.
Сабонис – командир подразделения снайперов одного из полков ЛНР. Чемпион по спортивной стрельбе. Воюет с 2014 года.
"Противники себя очень так вальяжно чувствовали, потом приехали мы и чуть-чуть им настроение испортили. Это вот голова пулеметчика, он поливал там соседнюю, наши позиции, вот и соответственно. Здесь прямой выстрел, 130 метров прицелка винтовки на 100 метров. Я не живу с тем, что у меня целое кладбище, у меня есть определенное количество пораженных целей, не более того", – говорит Сабонис.
В Луганском тренировочном центре учат снайперским премудростям: как стрелять в любую погоду, как маскироваться. Ребята здесь опытные, но раньше, кто воевал пулеметчиком, кто танкистом, сейчас же как воздух народным армиям нужны меткие стрелки. Уже завтра этим молодым парням на передовую. Лучшие годы проведены в окопах, где жизнь мимолетна как отблеск в оптическом прицеле.