6 сентября 2021, 11:39

Рамиль Мехдиев: "Я считаю, что танцевать должен каждый"

  • Рамиль Мехдиев: "Я считаю, что танцевать должен каждый"
4 сентября в эфире телеканала "Россия-Культура" начался проект "Большие и маленькие", который собрал этом году небывалое количество участников — 80 хореографических коллективов со всей России. Сегодня мы беседуем с одним из членов жюри — заслуженным артистом России, танцовщиком и хореографом Рамилем Мехдиевым. О хореографии как дополнительном образовании для каждого, об участниках проекта "Большие и маленькие", о переменах в своей профессиональной жизни он рассказал в интервью Дженнет Арльт.

— Что изменилось в твоей жизни за последний год?
Рамиль Мехдиев: 23 июня этого года я закончил свою творческую карьеру в Ансамбле имени Игоря Моисеева. Ушел после 16 лет работы там, на пике своей формы. Я не жалею об этом, это был осознанный шаг. Мне предложили работу в Российском государственном университете физкультуры, там я буду работать на кафедре "Теории и методики гимнастики". Одновременно я перешёл в фигурное катание, где делюсь своим опытом и знаниями в танце с российскими спортсменами.

— Занялся педагогической деятельностью?
Р. М.: Да, я хочу больше времени посвящать деятельности по моему второму высшему образованию — я окончил Московский педагогический государственный университет. Теперь к моим компетенциям, что я получил во время первого высшего образования в ГИТИСе (балетмейстер), я подключаю и педагогику.

— Как пандемия повлияла на твою профессиональную и личную жизнь?
Р. М.:
Честно? Из-за пандемии я поправился на десять килограмм (смеется). Этого особо видно не было, но у меня щеки округлились! Но потом мы вышли на работу, и постепенно я стал сбрасывать. За два месяца я убрал все лишнее. Стараюсь так: если ставлю себе задачу — целенаправленно иду к ее выполнению.

В пандемийном 2020-м году, я четко запомнил один день. Я проснулся 6 июня (в день рождения моей мамы и Александра Сергеевича Пушкина) и говорю: "Я поступаю в этом году в МГУ". Меня семья спрашивает: "Всё в порядке у тебя?" (у меня же уже два высших). Я говорю: "Да, я поступаю в этом году в МГУ". И я поступил в МГУ, в магистратуру по направлению "Менеджмент социокультурных и политических проектов". Изучаю маркетинг, политологию, ну и, естественно, всё про искусство, потому что это гуманитарная сфера.

— Увидим ли мы еще когда-нибудь на сцене заслуженного артиста Рамиля Мехдиева?
Р. М.:
Думаю, что увидите, я не буду так прямо загадывать и с уверенностью отвечать конкретно где и когда, но сцену я не бросаю, потому что у нас есть ещё проекты фестивалей по фигурному катанию, а как правило, вместе с фигуристами выступают артисты хореографического жанра. Возможно, что в таких вот фестивальных проектах я буду принимать участие.

— Может, есть идеи по кардинальной смене деятельности?
Р. М.:
Мечтаю играть в драматическом театре. Да, у меня есть небольшие дефекты речи, я это знаю, но как только я выхожу на сцену, я погружаюсь немного в другой образ. Когда я лечился от заикания в детстве, врачи говорили: "Когда заикающийся актер играет роль, он говорит как будто от имени другого человека и обычно не заикается". Я и сам на себе это испытывал, потому что когда я стихи читаю, какие-то капустники веду, на праздниках говорю слова — я никогда не заикаюсь. В проекте "Большие и маленькие" проблем тоже не возникало, потому что там камера, и хоть там я — Мехдиев Рамиль, но я нахожусь немного в другой позиции. Я там педагог: я смотрю, хвалю, делаю замечания, я член жюри — у меня по-другому выстраивается речь, я говорю с другой интонацией, не как в жизни. Поэтому я очень хочу играть в драматическом театре. Да, я не претендую на какие-то большие роли, но участвовать в театральном процессе мне очень хочется.

Но в голове на самом деле еще больше всяких идей. После ухода из Ансамбля имени Моисеева я выстроил по-другому свой рабочий процесс, и сейчас у меня начинается новая жизнь. В этом году мне исполняется 33 года, и как у Данте "Земную жизнь пройдя до половины..." Так что все с чистого листа.

Рамиль Мехдиев и участники проекта "Большие и маленькие"

—Ты уже очень давно с детьми работаешь. И в фигурном катании в том числе. Дети на телевидении, они чем отличаются, например, от фигуристов?
Р. М.:
Конечно, они отличаются от фигуристов, потому что фигурное катание у нас сейчас очень популяризировано в стране: его показывают во всех медиа-пространствах, и дети видят эти победы, золотые медали, и кого бы ты ни спросил — все хотят стать олимпийскими чемпионами. Это прекрасно, это здорово, но дети забывают о том, что это очень тяжёлый вид спорта по сравнению с танцами.

А хореография все же (в том виде, в каком она присутствует на проекте "Большие и маленькие") это для детей, как дополнительное образование. На танцы они приходят три раза в неделю, и не для того, чтобы в будущем попасть в Большой театр или Ансамбль имени Моисеева. Они приходят за тем, чтобы получать удовольствие, выходить и выступать на сцене. В будущем они может и не свяжут свою жизнь с танцем, но ощущение сцены, прямой осанки, такого слова как "апломб", умения выходить на публику — хореография этому их научит.
Беда XXI века в том, что все дети погрязли в цифровом формате. Это прогрессивно, это новейшие технологии, но как я часто повторяю: "Ты похож на букву "зю", потому что смотришь в свой гаджет и сутулишься". Так что я считаю, что танцевать должен каждый. Это воспитание наряду с дисциплинированностью и выносливостью. Развитие ритма, слуха, оптимизация дыхательной системы. Развитие коммуникации с социализацией. Потому что ты всегда находишься в большом коллективе. Развитие реакции и моторики, укрепление общего самочувствия. И вот эти все факторы вырабатываются в хореографическом зале. Я могу говорить про хореографию часами, и я очень хочу, чтобы благодаря таким проектам как "Большие и маленькие", она привлекала такое же внимание, как и фигурное катание.

— Жаль, что не так много проектов для популяризации всего этого дела.
Р. М.:
Уже говорил это, но повторю: я считаю, что телеканал "Культура" проектом "Большие и маленькие" делает глобальную историю. Потому что у фигурного катания раскрутка очень большая, а вот история с искусством... Культура, к большому сожалению, у нас в стране не настолько на первом плане, как этого хотелось бы. Хотя любая культура, любое искусство — это очень сильное "оружие". Ансамбль Моисеева был первым, кто выехал за железный занавес. Это первый коллектив из Советского Союза, который поехал в 1954 в Китай, в 1955 — во Францию, потом в Великобританию. Это первый коллектив, который поехал в Америку в 1958 году. Это то оружие, именно государственного уровня, которое, к сожалению, сейчас мало используется. Но даже если вспомнить советское время — при всех политических ситуациях плохих и хороших, что показывали по телевизору? Балет! Наши родители, бабушки-дедушки, все знали имена Плисецкой, Григоровича, Васильева, Бессмертновой — огромное количество звезд! И все смотрели балет. Культурой дышали. А сейчас что показывают по телевизору? Чем больше скандалов, чем больше негативных ситуаций — тем больше все это смотрят. Поэтому проект "Большие и маленькие", да и вообще телеканал "Культура" нужно поставить под кнопкой "1″.

Члены жюри "Большие и маленькие" и ведущая Светлана Захарова

— В прошлом году из-за карантина у участников "Больших и маленьких" было не так много времени для подготовки, в этом году ситуация изменилась. Да и коллективов больше — целых 80. Заметил ли ты изменение в уровне участников?
Р. М.:
Понимаю, что все дети талантливыми быть не могут, потому что если каждый из них будет талантлив — где им всем потом работать? Такого количества театров просто нет. То, что в этом году больше коллективов — это большая заслуга организаторов и всех продюсеров, которые заняты на телеканале. Реклама, активность в соцсетях — всё работает на то, чтобы проект становился популярнее. Так что, в техническом смысле я различий особо и не вижу: год назад все дети тоже были отлично подготовлены, хоть и занимались в условиях строгого карантина.

Я и в прошлый раз говорил: очень сильные дети приезжают из регионов. Я не знаю, каким они дышат воздухом, но в Москве, к сожалению, не такой уровень подготовки. Региональные ансамбли озвучивали, что у них по 100-250 и даже 800 участников! 100 человек в детском коллективе — где такое есть в Москве? Именно — в самодеятельном. Почти нигде. Один-два. Я иногда задавался вопросом — "Господи, откуда они набирают детей?" Такая преданность искусству очень радует!

— Были ли номера из народных танцев, которые ты тоже в своё время исполнял?
Р. М.:
Калмыцкий! Это сразу такой "привет" в мою сторону. Больше 15 лет я танцевал калмыцкий танец, это мой коронный номер. Игорь Моисеев поставил этот танец в 1937 году, это один из самых первых номеров ансамбля, и он сделан из слияния двух танцев — "Чичердык" и "Ишкимдык". Но сами калмыки танцуют его весело, задорно, с такой широкой улыбкой, под крики, а в Ансамбле Моисеева калмыки — это немного другой образ: Это образ такого сурового, сдержанного охотника. Но калмыкам и такой вариант нравится, мне ещё в 2012 году дали звание "Заслуженного артиста республики Калмыкия".

— Ты как-то отметил участников, которые исполняли этот танец на проекте?
Р. М.:
Да, я даже подарил им мастер-класс. Это ансамбль из Подольска. Я к ним съезжу, и проведу урок. .

— Номер от жюри в этот раз на проекте "Большие и маленькие" будет?
Р. М.:
Будет, конечно! А что это — я не буду говорить. Номер хороший, у меня там такой интересный грим! Увидите в эфире.

Ближайший выпуск проекта "Большие и маленькие" смотрите в эфире телеканала "Россия-Культура" 11 сентября в 15.30.

Номер жюри

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация