Госпитализированный Киселев рассказал, как умирают больные ковидом
Борьба с коронавирусом в США, где число заразившихся уже вплотную приблизилось к 41 миллиону человек, на этой неделе вышла на новый уровень. Президент Байден начал наступление на непривитых американцев. Это 80 миллионов работников частного сектора. Отныне вакцинироваться должны все сотрудники компаний со штатом больше ста человек.
"Речь не о свободе или о личном выборе, а о защите каждого американца и всех окружающих. Тех, с кем вы работаете, о ком заботитесь и кого любите", – заявил Байден.
В 22 штатах Байдена слушать отказываются. Генпрокурор Аризоны обещал "защитить независимость штата", власти Южной Дакоты обещают подать жалобу в суд, а губернатор Южной Каролины Генри Макмастер, ровесник Байдена и человек обычно сдержанный, выразился как никогда хлестко: "Американская мечта превратилась в кошмар при президенте Байдене и радикальных демократах. Будьте уверены, мы погоним их до врат ада, защищая свободу и жизненное пространство каждого жителя Южной Каролины".
По взбунтовавшимся американцам собираются ударить штрафами. Компании, где сотрудников все-таки не вакцинируют, оштрафуют на 14 тысяч долларов за каждый случай, а граждан, нарушающих масочный режим в транспорте, заставят платить от 500 до 1000 долларов за первый раз, и уже 3 тысячи – за рецидив.
В Дании, по другую сторону океана, все наоборот: с 10 сентября сняли все коронавирусные ограничения. Власти пошли на отмену ковида, поскольку 80% населения привито. Боятся теперь только завозных случаев. В парках аттракционов снова толпы, на входе в ночные клубы – очереди. Пользуясь последними теплыми днями, датчане с головой ныряют в доковидную жизнь.
Если в Дании снимают маски, то в Британии готовятся их доставать. Премьер Джонсон намерен обнародовать свой зимний ковидный план, исходя из статистики после начала учебного года. Профессора Оксфорда и Кембриджа заранее жалуются, что на них ставят эксперимент: можно ли работать в аудиториях без масок. Правительство обещало: если что, вернуть как было. И еще одно неожиданное последствие возвращения к нормальности: британцы сдают питомцев, которых завели во время карантина, в приюты. Теперь общения им хватает и вне дома. Возможно, излишне практичные англичане поторопились, поскольку Британия по-прежнему в десятке стран, наиболее затронутых коронавирусом.
В России вакцинацию от ковида первым компонентом вакцины прошли 46,5 млн человек, из них почти 40 млн привиты полностью. Журналист и телеведущий Дмитрий Киселев убедился на личном опыте: прививка спасает от тяжелого течения болезни. В ковидном госпитале ГКБ 52 Дмитрий Киселев уже неделю. Температура пришла в норму. Дышать стало легче.
"У меня довольно обширное поражение легких, тем не менее, благодаря прививке и ревакцинации, сценарий моей болезни идет, в общем, по такому щадящему пути, хотя, конечно, приходится врачам со мной работать. Если бы у меня не было вакцины, то я лежал бы сейчас в реанимации, на животе, хрипел, перспективы были бы неизвестны, туманны", – говорит Киселев.
Две руки и склонившееся лицо доктора. Она будто стягивает в узел его болезнь, помогает раздышаться.
"Это потрясающе хороший, исполнительный пациент, которого я давно заметила. Он строгий, исполнительный не только в своей профессии, но и у нас. Выздоровление идет по плану. Я считаю, что через пару дней человек будет чувствовать себя еще лучше", – говорит врач-реабилитолог.
Главный врач Марьяна Лысенко ГКБ 52 заходит вечером, когда все процедуры уже закончены.
"У меня возникло ощущение, что я в санатории. Я поделился, а меня поправила ваша заведующая отделением. Сказала, вы не в санатории, а в самолете с нами. И если попробуете выпасть из него, вам сразу станет хуже2, – рассказывает Киселев.
Обсуждают план лечения: надо остановить репликацию вируса, запретить ему заражать здоровые клетки. Здесь знают, как к этому прийти.
"Вакцинация защищает человека от агрессивного течения болезни и от смерти. Безусловно вакцинированные люди болеть могут. Но процент их невысок, и это не более 7% от всех поступивших. Среди этих пациентов нет сейчас угрожающих по смерти или по переходу на искусственную вентиляцию легких и по каким-то тяжелым последствиям, которые вызывает ковид", – поделилась Лысенко.
Киселев видел, как болеют невакцинированные. Страх, оцепенение, отчаяние.
"Мои ровесники или даже моложе, 60 дней в коме в реанимации, на ИВЛ. Людей выписывают в разрушенном состоянии, с одной стороны, в собранном, с другой – в разрушенном. Атрофия мышечной системы, атрофия пищеварительного тракта, и все это из-за того, что они решили легкомысленно отнестись к прививке. Люди умирают, это не шутки",- говорит журналист.
На аппарате ИВЛ Галина уже 62 дня. Календарь ее жизни стал тоньше на два месяца. Когда на работе еще весной предлагали привиться от ковида, она оставила этот вопрос на потом и отказалась от вакцины. Ей 42, все нужно начинать сначала: учиться сидеть, ходить.
В приемном покое – бесконечный поток пациентов. Поступают тяжелые, они не в силах дойти до кабинета врача без посторонней помощи. За этот год невропатолог Александр Мельничук стал ковидологом. 90% пациентов белгородского госпиталя нуждаются в кислородной поддержке. Таких тяжелых в его практике раньше не было. Доктор говорит: беда, наши люди не хотят вакцинироваться. Ковид тяжело поддается лечению. Инфекция распространяется быстрее, чем успевает подействовать терапия. Бороться до конца – вот единственное, что остается человеку.
"Они уже это начинают осознавать, когда прогрессирует дыхательная недостаточность, когда четко понимают, что не справляются сами . То есть у этого человека завтра уже нет. Есть здесь и сейчас", – говорит врач-кардиолог ОГБУЗ ГБ 2 г. Белгорода Елена Крюкова.
За дверью ковидного госпиталя Елена Крюкова все равно остается врачом. В глаза бросается беспечность: пока не встретились с болезнью, пренебрегают даже масками. Ощущение тревоги есть, и от него никуда не деться.
Жизнь поворачивается другой стороной, когда страх перед вирусом отступает. В Новом Осколе только каждый пятый – без прививки. Здесь даже госпиталь ковидный закрыли: необходимости в нем нет. В яблоневом саду сегодня начинается сбор осеннего урожая: фрукты созрели. В междурядье пыхтит трактор, бригады его опережают сборщиков. Даже на свежем воздухе работать приходится скученно. Собирая спелые плоды, в хозяйстве пожинают плоды вакцинации: здесь привиты почти все сотрудники. И страха перед вирусом уже не осталось.
Шлейф пандемии еще пробегает мелкой дрожью по садовому хозяйству: границы по-прежнему закрыты, а это саженцы, оборудование, технологии, специалисты. Пока варятся в собственном соку. Без яблок Россия не останется. Как и без курятины, что производят на крупнейшей птицефабрики Белгородчины.
"Могли, в целом, и закрыть предприятие, и люди остались бы вообще без работы. Чтобы этого не допустить, люди осознанно шли на прививку, в наше время угрозами мы не добьемся ничего, поверьте", – говорит директор завода по убою и переработке птицы Светлана Шарыкина.
На Белгородчине врачей, что добились высокого процента вакцинации, поощряли денежными премиями. Но это не главный стимул. Сильнее оказался страх перед болезнью. Семейный доктор Светлана Гоготова убедительные беседы проводила за чашкой травяного чая.
"Если вы выберете сторону болезни то я останусь одна как доктор, и мне будет очень сложно победить вас двоих. А если вы как пациент выберете мою сторону как врача, то мы с вами вместе победим болезнь", – говорила Гоготова.
В соседнем Чернянском районе невакцинированных почти не осталось. В поликлинике течет спокойная размеренная жизнь. Здесь уже начали прививать от гриппа. Кто еще не решился на укол от ковида, участковые врачи продолжают убеждать.
Сельская экономика оживает. В районе начали новую программу по асфальтированию тротуаров. Ремонтировать дороги не прекращали даже в разгар пандемии. Чтобы не сорвать контракты, все сотрудники прошли через прививочный кабинет. Заработали кафе, что почти 9 месяцев были на простое. Владелица кафе Татьяна Бекетова говорит, что с прививкой есть уверенность: не заразишься. А если и заразишься, то в слабой форме. Вот люди и начали возвращаться к привычной жизни. На сельских предприятиях уже несколько месяцев нет вспышек заболевания. И хотя ограничения еще сохраняются, местные жители стали чувствовать себя свободнее.
"Паника – страшное дело. Мне кажется, и вирус более агрессивно себя ведет, если ты чувствуешь, что ничем не защищен. Если есть шанс спастись, почему бы и нет", – говорит глава администрации Чернянского района Татьяна Круглякова.
В России полностью привито от коронавируса 45 млн человек. Это примерно треть населения страны. В лидерах – Белгородчина, Чукотка, Чечня, Московская область и Москва. Самый низкий процент вакцинированных в Ставрополе, Крыму, Иркутской области. Северной Осетии. В Дагестане – всего 13%.
"Привейтесь накануне 4-й волны, спасете себя, близких и страну. Потому что это невозможно уже сейчас так вести себя столь безответственно. Все уже доказано, все уже посчитано, уже на принципах доказательной медицины, все как бы объяснено, ну что, ну что еще нужно сказать. Люди умирают со вздохом "ох, если бы я был привит!". Ну, вы хотите такой выбор, наверное, нет", – убеждает Киселев.
Вдыхая мощный порыв жизни, что проносится за окном, Дмитрий Киселев даже в больничной палате продолжает работать. Он не может терять драгоценные минуты, часы, дни, повинуясь охватившей его болезни. И надеется скоро выйти из госпиталя.