В Израиле задумываются об отмене "абсурдных" запретов
Во Франции начали увольнять невакцинированных врачей, в Литве – отказавшихся от иммунизации соцработников, в США – непривитых тренеров НХЛ. Кампания защиты от COVID-19 в мире все больше переходит с рекомендательного на ультимативный тон. Но исключения тоже есть. Например, требование Байдена вакцинировать всех госслужащих в США не коснулось Конгресса. А вот в Британии колеблются все: минздрав стращает привитых возвращением масок и удаленки, а премьер обещает непривитым не требовать от них "зеленых паспортов" вакцинации. Уже требующий их Израиль также может передумать.
На улицах, просторных парковках, городских набережных израильских населенных пунктов открыты настоящие палаточные городки – пункты оперативного тестирования на наличие коронавируса. Эти тесты стали неотъемлемой частью жизни израильтян, такой же, как медицинские маски. Сегодня посещение публичных мест, походы в школу или поездки за границу в этой стране возможны только по предъявлении "зеленого паспорта" или при наличии отрицательного теста ПЦР.
Бесконечные и постоянные очереди в пункты тестирования отнимают у непривитых и время, и силы. Стадионы, кинотеатры, залы торжеств, синагоги и церкви откроют для них свои двери только при предъявлении справки, полученной не менее чем за 72 часа назад.
"Мы заботимся о вашем здоровье", – говорят чиновники Минздрава, не спешащие отменять, казалось бы, абсурдные запреты. Причины такой тактики стали понятны, когда на заседании по борьбе с эпидемией министры вдруг решили приватно обменяться мнениями, забыв о включенных микрофонах.
– Не пора ли прекратить требовать "зеленый паспорт", свидетельствующий о трех уколах вакциной Pfizer, у людей, посещающих рестораны на открытом воздухе, ведь это не грозит вспышкой заболеваемости? – спрашивает министр внутренних дел Израиля Айелет Шакед.
– Можно его отменить не только в ресторанах, но и в открытых бассейнах. Эпидемиологически это правильно, – соглашается с коллегой глава Минздрава Ницан Горовиц.– Но если мы отменим "зеленые паспорта" в бассейнах, нам скажут: а почему не отменяем в аквапарках? Наша проблема – в людях, которые не делают прививки. Мы должны их как-то заставить это сделать. Иначе мы никогда не выберемся из эпидемии.
Минздрав сохраняет запреты не для снижения заболеваемости, а для того, чтобы стимулировать тех, кто еще не привился, возмутились местные СМИ.
Действительно, в стране которая еще недавно гордилась очевидными успехами массовой вакцинации, уровень ежедневной заболеваемости поражает воображение. Достигнув несколько недель назад отметки в 10 тысяч, он не снижается, несмотря на кампанию по бустеризации – инъекции третьей дозой вакцины. Но медики сегодня измеряют степень опасности эпидемии не числом заразившихся, а количеством тяжелобольных, среди которых абсолютное большинство не привиты.
"Мы видим, что, несмотря на рост заражаемости, у привитых, как правило, болезнь не протекает тяжело. В палатах интенсивной терапии и на аппаратах ИВЛ находятся в абсолютном большинстве те, кто не делал прививки. Для тех, кто сделал три прививки, вероятность тяжело заболеть COVID-19 в 40 раз ниже, чем у тех, кто не привился", – отмечает профессор клинического центра Шиба (Тель-а-Шомер) Арнон Афек.
Снизить число тяжелобольных, а их сегодня в Израиле около 700, является главной задачей Минздрава. Тогда, даже болея ковидом, можно и жить, и работать. Так как живут и работают в условиях эпидемии сезонного гриппа. Только прививаться придется чаще.