19 сентября 2021, 11:54 19 сентября 2021, 12:54 19 сентября 2021, 13:54 19 сентября 2021, 14:54 19 сентября 2021, 15:54 19 сентября 2021, 16:54 19 сентября 2021, 17:54 19 сентября 2021, 18:54 19 сентября 2021, 19:54 19 сентября 2021, 20:54 19 сентября 2021, 21:54

Созависимые отношения в Сан-Себастьяне

  • Созависимые отношения в Сан-Себастьяне
Премьера двух созвучных друг другу фильмов состоялась в основном конкурсе 69-го Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Обе картины созданы женщинами-режиссерами. Это испанская драма "Maixabel" и британская – "Уховёртка". На показах побывала Арина Богдан.

Режиссер фильма "Maixabel" – Исиар Болейн, которая уже принимала участие в конкурсе Доностии и даже получала приз. Майшавел – имя вдовы одной из жертв баскской леворадикальной группировки ЭTA, с которой страна боролась на протяжении 50 лет. О полном разоружении и прекращении деятельности ЭТА объявила лишь четыре года назад. Но до того Майшавел Хауреги не только возглавила Общество жертв терроризма, но и стала первой, кто согласился встретиться с бывшими участниками группировки, пожелавшими рассказать о своем раскаянии пострадавшим семьям. Реальная история, напоминающая по духу "Преступление и наказание" Достоевского, вдохновила Исиар Болейн снять фильм. В создании сценария принимала участие как сама Маишавел Хауреги, так и двое раскаявшихся: Ибон Этчезаретта и Луис Карраско. И, конечно, в Сан-Себастьяне, где ко всему прочему происходит часть действия картины, не могли пропустить такую премьеру. Безусловно, тема важна, раны еще не затянулись, а эхо взрывов и выстрелов отдается в памяти местных жителей. Авторы фильма не могли оступиться, были обязаны найти единственно верную интонацию. В аудитории воцарилась особая атмосфера, в которой, с одной стороны, было ощущение праздника от премьеры, а с другой – напряженность от затронутой темы. Огромный фестивальный зал был полон, насколько это возможно при нынешних правилах, в финале зрители были в слезах. От самой истории, от простоты ее исполнения без излишнего драматизма, от нелепости судеб двух осужденных, которые, в сущности, мечтали о том, о чем мечтали жертвы, и в общем, могли и не оказаться в группировке, попав туда по какой-то странной случайности. Мир долгие годы смотрел новости о терактах, совершенных баскскими сепаратистами, но этот фильм – совсем иной взгляд на историю, взгляд с обеих сторон, как ни парадоксально, остро нуждающихся друг в друге.

Британский фильм "Уховёртка" сняла француженка Люсиль Хадзихалилович, которая уже получала в стране Басков награду в конкурсе "Молодые режиссеры" и приз жюри в основном конкурсе. Что сказать? Есть фильмы с конкретной историей и линейным сюжетом или же лишенные какого-либо сюжета. Есть абсолютный реализм или фантазии. Они делятся на аттракцион/развлечение, или что-то, что, так или иначе, меняет зрителя. Но бывают работы, которые не относятся ни к одной из категорий. После просмотра таких картин выходишь лишь с одним вопросом: а для чего было это все? Кажется, Люсиль Хадзихалилович сняла именно такое кино. Оно претендует одновременно на психологический триллер, экзистенциальную драму и нечто в духе Чарли Кауфмана. Однако по всем фронтам что-то не складывается, не дотягивает. После финальных титров зритель остается с многочисленными вопросами, но не к себе самому (как бывает после хороших фильмов), а к сценарию и к авторам. Из развешенных ружей некоторые выстреливают, но криво, а некоторые не выстреливают никогда. Вкупе с ощущением некоего омерзения от происходящего на экране все это оставляет тяжелое послевкусие. Впрочем, название у ленты говорящее – все персонажи очень странной истории о беззубой девочке и присматривающим за ней мужчине похожи на подопытных насекомых. Однако "Уховертка" идеально вписывается в тенденцию этого года. По настроению она созвучна с обладателем "Золотой пальмовой ветви" Канн, лентой "Титан", также снятой женщиной-француженкой. Кроме того, фильм передает чувство одиночества во время изоляции, ведь два главных героя живут одни в огромной пустынной квартире. И, наконец, как ни странно, но "Уховертка" созвучна с другим конкурсным фильмом "Maixabel", ведь в обоих исследуется природа созависимых отношений жертва-преступник. Небольшая деталь. Люсиль Хадзихалилович – супруга французского режиссера Гаспара Ноэ. Его фильм "Vortex" принимал участие в конкурсе Канн и представлен в одной из программ фестиваля в Сан-Себастьяне. Так что, звездная пара приехала в полном составе.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация