Выберите регион

Смотрим на

В музее-заповеднике "Царицыно" представили проект о становлении русского музыкального театра в XVIII веке

Среди экспонатов – работы придворных декораторов, старинные музыкальные инструменты и либретто, написанные Екатериной Второй.

"Театрократия. Екатерина Вторая и опера" – так называется проект о становлении русского музыкального театра в XVIII веке, который представили в музее-заповеднике "Царицыно". Это выставка исторических материалов и произведений искусства из 27-ми российских музеев, две театральные премьеры и насыщенная образовательная программа. В "Царицыне" можно увидеть работы придворных театральных декораторов Екатерины Второй, старинные музыкальные инструменты и написанные самой императрицей либретто.

Екатерина Великая писала, что ей " хотелось бы слушать и любить музыку, но чтобы она не делала, для неё это шум и ничего больше". При этом, она поддерживала национальную оперу и сделала музыкальный театр эффективным политическим инструментом. Императрица сама сочинила либретто для шести опер, пять из которых с успехом шли на сцене.

Екатерина Вторая вникала во все детали производства постановок, давала указания, как представлять на сцене её произведения. Вот пример: императрица посетила репетицию оперы "Храбрый и смелый витязь Архидеич" и осталась недовольна, о чём свидетельствует эта записка. Директору придворных театров Стрекалову она пишет, что в первом явлении няни и мамы одеты – цитата "как подлый народ; у нас в старине барыни не так дурно одевались". И приказывает воспользоваться казёной кладовой. Создать исторически достоверные сценические костюмы императрица велела и при работе над спектаклем "Начальное управление Олега".

"У нас есть альбом этих эскизов, которые мы показываем на выставке. У нас есть эскизы декораций к этому спектаклю. Практически 10 эскизов достоверно относящихся к этой опере и каждый из них показывается впервые", – сказала историк театра, куратор выставки Анна Корндорф.

Этот мужской парадный костюм, предположительно, он принадлежал князю Потёмкину. Как и эти десертные тарелки – считается, что сервиз, названный "Потёмкинским" был подарен князю императрицей.

"Ей удалось тайно обвенчаться с Потёмкиным – мы почти наверняка это знаем, есть несколько очень убедительных косвенных свидетельств. И в результате уже после этой церемонии, после этого тайного венчания, она в берлинской мануфактуре заказала сервиз. И в его десертной части есть тарелки с изображениями Дидоны и Энея – то есть этот миф, как бы помог ей решить проблемы", – отметил Илья Кухаренко, театровед, куратор выставки.

Увидеть на выставке можно и то, как выглядел эрмитажный театр во времена Екатерины Второй. Правда, единственное явное различие от него сегодня – это цвет сукна, покрывающего сиденья.

"Они были зелёные, сейчас у нас красный бархат в Эрмитажном театре", – сообщила Екатерина Орехова, научный сотрудник "Эрмитажа", куратор выставки.

Познакомиться здесь можно с театральной машинерией того времени, причём, каждый посетитель может их запустить – это машины, создающие звук дождя и морского прибоя. Они тоже исторические – первой трети XIX века, предоставлены МХТ имени Чехова.

"Это барабан, на который натянуты два слоя просмалённой ткани и внутри засыпан в данном случае горох, но это могут быть любые сыпучие материалы", – добавила историк театра, куратор выставки Анна Корндорф.

В финале этого театрального путешествия зрителям представляют современный VR-спектакль режиссера Михаила Патласова. В роли императрицы – Ингеборга Дапкунайте. Для спектакля собраны редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века. К слову, практически каждом из восьми залов выставки из динамиков посетители всё время слышат оперы, в исполнении артистов Большого театра.

"Отдельным образом продумана история тех опер, которые исполнялись во время Екатерины. Воссоздана целая серия по историческим партитурам, которые исполнялись при Екатерине. У нас две премьеры оперных спектаклей -"Дидона и Эней". И отдельно у нас в рамках фестиваля "Территория" будет представлена ещё одна кукольная опера театра "Трикстер" – "Китаянки"", – прокомментировала Елизавета Фокина, директор музея-заповедника "Царицыно".

Проект "Театрократия" в музее-заповеднике "Царицыно" представит и программу кинопоказов – зрители увидят два сборника барочных номеров "Большой оперы" крупного проекта информационного партнёра выставки-фестиваля телеканала "Россия – Культура".

Читайте также

Видео по теме