Выставка шедевров из коллекции братьев Морозовых открылась в Париже
Переоценить культурный масштаб этого события трудно. Впервые уникальная коллекция братьев Морозовых покидает пределы нашей страны и попадает в Париж. Здесь ее очень ждали, такой культурный подарок от России принимают на самом высоком уровне, сразу запланирован президентский вернисаж.
Эманюэль Макрон приехал с супругой Брижит. Она в строгом синем костюме в компании с министром культуры Франции Розлин Башло. Перед входом на экспозицию надел маску – таковы санитарные правила. Встречала президента российский министр культуры.
"Конечно же, этот диалог очень важен, и очень важно то общение, которое происходит между нашим профессиональным сообществом, между кураторами, между простыми исполнителями", – отметила министр культуры РФ Ольга Любимова.
А ведь и тогда, в начале XX века, братья Морозовы вместе с Дягилевым устраивали вернисажи российского искусства в Гран-пале, потом пополняли свою собственную коллекцию во французских галереях. Париж был центром искусства, где кипела культурная жизнь. И представители российского купечества были там узнаваемыми гостями.
"Они, с одной стороны, были интегрированы в западное общество, оставаясь абсолютно русскими, и благодаря их коллекциям развивалось наше искусство, но при этом они пропагандировали французское искусство в России, в эпоху трудного диалога... он нам поможет найти опять общий язык", – рассказала заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Сурия Садекова.
Диалог идет и сейчас – межкультурный: чтобы привезти в Париж Гогена французские реставраторы специально приезжали в Пушкинский музей, делились новейшими технологиями, вместе, например, восстанавливали вот этот натюрморт с попугаям. Обоих братьев манило все французское, но в личной коллекции доминировали русские художники.
"Особенность этого проекта состоит в том, что, конечно, там есть монографические залы Гогена, монографические залы Сезанна – два художника, которые особенно нравились Ивану Абрамовичу Морозову, – но интересно, что в большинстве залов французское искусство показывается рядом с русским искусством", – сообщила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Безупречный музейный вкус погружает зрителя в краски Средиземноморья или французского Прованса. Триптих Боннара завораживает. Чувственные импрессионисты заставляют мечтать. Абсолютно совершенная мадам Самари соседствует с обнаженными дамами в стиле ню.
"Их взгляд на картины был очень дерзким, тогда это было табу, это была революция, и они сопровождали ее своей смелостью. Когда мы смотрим на эту коллекцию, то видим силу, ощущаем момент, когда она создавалась, она возвращает нас в то время", – считает куратор выставки Анна Балдессари.
Дополняют атмосферу портреты и элементы интерьера тех времен, восстановлен музыкальный салон, для которого был заказан цикл панно о Психее. После небывалого успеха Щукинской экспозиции, которую посетили около миллиона трехсот человек, организаторы надеются, что в этот раз успех будет еще более ошеломительным.