Выберите регион

Смотрим на

Интернет-магазины опасаются потерь из-за предустановки российского ПО

Интересное развитие в истории с обязательной предустановкой российских приложений на продаваемые в России смартфоны – на этот раз законом недовольны владельцы маркетплейсов.

Новый поворот в истории с обязательной предустановкой российских приложений на продаваемые в России смартфоны – на этот раз законом недовольны владельцы маркетплейсов.

Они считают, что если в списке категорий таких обязательных приложений появятся программы для дистанционной торговли, и будет выбрана одна или даже две площадки, то они получат излишнее преимущество, из-за чего пострадают и остальные российские игроки, и конкуренция в целом. Речь о том, что с апреля на все смартфоны и планшеты, которые ввозятся в Россию, нужно предустанавливать 16 программ – в списке есть браузер, облачное хранилище, мессенджер, соцсети, приложение Госуслуги, офисный пакет и так далее.

Но список этот не финальный, определяется постановлением Правительства. И появилась информация о том, есть предложение добавить программу для заказа товаров через интернет – проще говоря, маркетплейс. Вот против этого и выступила Ассоциация компаний интернет-торговли – туда входят все крупные онлайн-ретейлеры – Ozon, Wildberries, Lamoda, М.Видео, "Сбермаркет" и прочие. Ассоциация направила в правительство письмо, в котором говорится, что сфера интернет-торговли в России крайне конкурентная: топ-3 компаний занимают меньше четверти рынка.

При этом одна из самых больших статей расходов в этом бизнесе – привлечение новых и удержание постоянных клиентов. Коммерческий вариант предустановки (если владелец приложения сам договаривается с производителем смартфонов), по оценкам АКИТ, обходится примерно в 70 евроцентов за одно устройство. В России продается более 30 млн смартфонов в год, то есть тот, кто окажется в списке обязательной предустановки как минимум сэкономит на маркетинге более полутора миллиардов рублей. И за это небольшие маркетплейсы и отраслевые игроки переживают даже больше, чем конкурирующие за лидерство компании вроде Wildberries, Сбера, "Яндекса" или Ozon, потому что у них просто нет миллиардных бюджетов.

Кроме того, в АКИТ обращают внимание, на то, что цель закона о предустановке – поддержать российские компании в борьбе с зарубежными гигантами. Скажем, тот же Яндекс – безусловно крупнейший поисковик в России, и конкурирует в первую очередь с Google. Тоже с картами и навигацией. Соцсети Mail.ru опять же лидеры в своей сфере и в различных рейтингах соседствуют исключительно с американскими компаниями.

С маркетплейсами ситуация обратная – на российском рынке интернет-торговли как раз лидируют отечественные игроки, на иностранцев приходится меньше 20 процентов.

Ну и еще один момент. Сразу несколько источников на рынке электронной коммерции, с которыми пообщалась наша программа, уверяют, что принцип отбора таков, что в случае, если документ примут, право на предустановку достанется маркетплейсу Wildberries, нынешнему лидеру рынка, если считать в деньгах.

И этим, что предсказуемо, недовольны другие компании – в первую очередь Ozon, который утверждает, что уже догнал конкурента по числу пользователей. А еще есть, например, AliExpress Россия – он значительно опережает всех игроков по аудитории, но при этом наполовину принадлежит китайской Alibaba, соответственно возникает вопрос, может ли он претендовать на включение в программу поддержки российских приложений.

Читайте также

Видео по теме