Российская победа и женский триумф в Сан-Себастьяне
Фильм "Ничья" Лены Ланских получил в Сан-Себастьяне главный приз конкурса "Новые режиссеры". Награда денежная и составляет 50 000 евро. Сумма делится пополам между создателями картины и дистрибьютором из Испании, который возьмется показывать картину. Таким образом, лента-победитель получает гарантированный прокат в Европе.
Что же касается основного конкура, то тут решение жюри приводит в полное недоумение. Кажется, из всех пятнадцати фильмов судьи, для вручения главных призов, решили выбрать самые неочевидные работы, но объединенные одной идеей – душного замкнутого пространства, из которого невозможно вырваться. Герои британской "Уховертки", снятой Люсиль Хадзихалилович и получившей спецприз жюри, живут в огромной пустой квартире, в плену воспоминаний и страхов. Героиня датской драмы "Яко на небеси" дебютантки Теи Линдебург, удостоенной награды за режиссуру, расстается с надеждой уехать из деревни, чтобы учиться. И, наконец, главный приз – "Золотая раковина" – у еще одной дебютантки Алины Григоре с картиной "Грустная Луна". По большому счету, абсолютная копия датского фильма: деревня, мечты об учебе и прощание с грезами. Только у Линдебург действие происходит в конце XVIII века, а у Григоре в наше время и снято в традициях румынской "Новой волны". То есть из двух лент судьи могли бы выбрать только одну, чтобы не повторяться. Но, жюри как-то особенно сфокусировалось на женщинах-кинематографистках. Даже за исполнение главных ролей решило наградить двух актрис – датчанку Флору Офелию Хофман Линдал и американку Джессику Честейн – но не премировало ни одного актера, хотя претенденты были. Удивительно, как в эту женскую компанию смог пробиться Теренс Дэвис с призом за сценарий к байопику "Благословение". При этом по-настоящему живой и самый лучший фильм программы – микс игрового и документального кино "Кто нас остановит" испанца Хонаса Труэбы оказался со спецпризом за актерский состав. Конечно, неплохо, но это был абсолютный претендент на главный приз. К счастью жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ приняло единственно верное решение, наградив именно работу Труэбы.
Но, как говорится, призы призами, а по-настоящему ценность каждого фильма покажет время. И, совершенно точно, лучшей отметкой эпохи из всего конкурса останется картина "Кто нас остановит".