Омский музей изобразительных искусств подготовил экспозицию-лабораторию, посвященную связи искусства и химии
Не владевшим основами химии художникам, эксперименты с пигментами иногда преподносили неприятные сюрпризы. Свинцовые белила желтели. Асфальтовые краски, в составе которых был битум, придававший особую бархатистость коричневому тону, буквально разрывали полотна. "Плывущий" кракелюр поразил и этот натюрморт "Цветы и птицы" неизвестного художника.
"Совершенно трагическая история с асфальтовыми красками. В XIX веке они были очень популярны. В том числе, Куинджи писал ими свою "Ночь над Днепром". Но беда этих красок в том, что они темнеют. И работы эти фактически утрачиваются", – сказал куратор выставки Сергей Баранов.
Достижения химиков художники брали на вооружение моментально. Открытие алюминия в середине XIX века привело к изобретению привычного сегодня пластичного тюбика для масляных красок. С ним появилась возможность выходить на пленэр. Благодаря химическим экспериментам, мастера-стеклодувы и керамисты значительно расширили свою палитру.
"Существует еще такое окрашивание, как коллоидно-атомарное. При помощи меди стекло красится в красный цвет. Если будет добавлена не медь, а золото, то стекло будет или пурпурного оттенка, более малиновое. И стекло это будет называться золотой рубин. Это самый дорогой вид стекла. Он требует самого дорогого красителя золота", – отметила сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Лариса Андреева.
Художественный музей постоянно следит за состоянием произведений искусства в реставрационных мастерских. На часы шел счет в день, когда вандал повредил кислотой шедевр из коллекции Эрмитажа. Знаменитую "Данаю»" реставраторы спасли благодаря омской копии. Она была признана наиболее соответствующей оригиналу и по размерам, и по своим художественным достоинствам. Двенадцать лет омская "Даная" провела в эрмитажных мастерских. Теперь увидеть картину можно на выставке-лаборатории.