В Москве показали спектакль "Изменчивая сила любви" Яна Фабра
"Огромной тёплой ванной, наполненной до краев культурой", — так называет Россию Ян Фабр. В нашу страну он приезжает любить, — ведь каждое его произведение здесь вызывает ажиотаж. Постановка, которую привезли на Фестиваль "Территория", организаторы называют совсем не типичной для Фабра, — в ней маловато эпатажа.
Ян Фабр: "Этот спектакль — это мой ответ всем, ответ на ту диктатуру, которая исходит сейчас от Европы и Америки на все эти гендерные темы. Я имею в виду, что постоянно есть какие-то правила со всех сторон "это можно", "это нельзя", "ты должен", "есть правила и нормы, которые приняты". А я имею в виду, что вообще-то каждый из нас — индивидуальность, личность. И мы должны быть свободны в выборе того, кого мы любим и как мы любим".
Место действия — учебный класс. Герои сами заявляют, что они преподаватели и студенты неких гендерных наук. И поют, что они "мужчины, которые любят одеваться, как женщины" и "женщины, которые любят одеваться, как мужчины". Отсюда постоянная смена костюмов. То все при галстуках, то в бюстгальтерах.
Ивана Йозич, актриса, танцовщица: "Что мне реально нравится в спектакле Яна — это предмет разговора. Мы показываем спектакль в эпоху, когда тема сексуальности находится под большим вопросом. Очень много дискуссий на эту тему, много людей, которые заявляют, что сексуальность больше не такая, как была. А Ян пытается до всех донести, что на первом месте должна стоять любовь. Надо любить прежде всего. А сексуальность второстепенна".
Ирен Урчиоли актриса, танцовщица: "Ключ к этой постановке — слово "свобода". В этой особенной работе главное послание именно в том, чтобы быть свободным, быть тем, кто ты есть на самом деле".
Ян Фабр пытается стереть границы не только между артистом и танцовщиком, мужчиной и женщиной, но и между языками. В его интернациональной труппе каждый говорит со сцены на родном языке. Итальянском, французском, английском. Потому что язык любви универсален, считает Фабр. Так что же такое любовь? — спросили мы у автора. "Любовь — всегда анархия!" — ответил режиссер.