Во Флоренции проходит выставка американского художника Джеффа Кунса
Арт-критики радикально расходятся в оценке творчества Кунса. Одни называют его наиболее значительным художником современности. Другие — "творцом банальностей", "шарлатаном, сводящим все каноны искусства к нулю". Мастер провокаций и эпатажа, Джефф Кунс на все нападки и суждения отвечает лаконично: его работы "антикритичны и не поддаются оценке". Потому что за их оболочкой нет ничего. Что видишь, то и получаешь.
Джефф Кунс, художник: “Сияние" — так называется эта выставка. Для меня сияние — это принятие себя. Искусство — удивительное средство, которое может дать нам силы для этого. Как только вы примите себя, вы сможете принять и мир, и других людей”.
Иоахим Писсарро , куратор выставки: “Кунс понял важную вещь, которую всегда понимали художники Возрождения, когда брали свои сюжеты из обычной жизни и наделяли их божественной природой. Он догадался, что надо брать банальные вещи из нашего окружения и превращать их в искусство. Он экспериментирует с новыми материалами и технологиями не для того, чтобы кого-то провоцировать, а чтобы рассказать зрителю очередную историю”.
Все пересуды о том, что он просто бессмысленный гламурный популист, разбиваются о ретроспективы художника в старейших музеях мира. Эта подробная экспозиция — в итальянском Палаццо Строцци. Эпатажные работы в интерьерах эпохи Ренессанса преобразили дворец и сами обрели новое звучание. Глянцевые скульптуры отражают искусство прошлого, напоминая нам о том, где мы находимся сейчас. Увлекательное шоу для эпохи Инстаграма (запрещена в РФ) — сияет, преломляется, превращаясь в поиски себя.
Артуро Галасино, директор Палаццо Строцци, куратор выставки: “Сияние" — это первая выставка Кунса, посвященная этой теме. Это большое исследование художника. Кунс помещает наблюдателя перед "зеркалом", в котором он может видеть себя в своем окружении. В разных ракурсах это отражение будет искажаться, меняться, а значит, будет меняться и представление о самом себе”.
Джефф Кунс: “Мне интересно играть со временем и пространством, чувствуя связь не только с прошлым и настоящим, но и с будущим. Работа художника действительно показать людям, каков их потенциал. Дело не в объекте и не в изображении; дело в зрителях. Вот где происходит искусство”.
Кунс — это постоянные попытки примирить крайности: массовое искусство и элитарное, самые банальные формы с самыми сложными технологиями, самые простые предметы и самое спекулятивное описание. За те 40 лет, что он занимается искусством, художник перепробовал разные техники, обкатал все виды постмодернистских шуток и серьезных приемов, но навсегда останется в истории искусства хитрецом с улыбкой чеширского кота. На собственном примере приучившего уже несколько поколений художников и зрителей не стесняться своей банальности.