В Севастополе проходит 20-й Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры
В Севастополе проходит 20-й Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры. На форуме уже обсудили результаты исследований и актуальные вопросы современной археологии. Андрей Поперечнюк подробнее.
Даже на территории Московского Кремля археологами изучено не всё – с этого тезиса начинает доклад сотрудник Института археологии РАН Ася Энговатова. На 20-м съезде органов охраны памятников истории и культуры она обозначает проблему: до сих пор археологию изучают точечно. Наглядный пример – большинство зон раскопок и шурфирования повторяют траекторию крупных автомобильных трасс, север России почти не тронут археологами, а на юге орудуют черные копатели.
Например, в районе могильника Киль-Дере I-IV веков в районе 8-го участка трассы "Таврида" неразграбленными оказались лишь 27 из 420 могил.
"Взяли, естественно, большую часть золото, всё остальное в остатках, там огромное количество стекла, керамики побросали", – рассказала заместитель директора по науке Института археологии РАН Ася Энговатова.
Как сохранить наследие предков, мнения на этот счет высказывают и представители принимающей стороны, вспоминая исторические причины утраты многих памятников архитектуры.
"Достаточно сказать, что после Крымской войны Севастополь 25 лет называли мертвым городом, а после Великой Отечественной город был разрушен на 95 процентов", – отметила представитель от исполнительного органа гос. власти г. Севастополя, член Комитета Совета Федерации РФ Екатерина Алтабаева.
Эксперты обсуждают и современные законы. Как нужно их менять, чтобы, например, ремонт многоквартирных домов – объектов культурного наследия не превращался в нерешаемую проблему.
"Дискуссия по поводу охраны культурного наследия ведется очень живо, это предмет работы общественников и органов государственной власти, это очень важно", – отметил губернатор г. Севастополя Михаил Развожаев.
В завершении пленарного заседания – статистика: недавно Крымский полуостров вошел в тройку лидеров по количеству археологических исследований.
При этом в стране выдают всё больше разрешений на право проведения работ по изучению археологического наследия. За 10 лет число таких документов выросло в два с половиной раза.