В повторный прокат вышел отреставрированный фильм "Иван Грозный"
В России в повторный прокат вышел отреставрированный фильм Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный". Одновременно была опубликована книга Натальи Рябчиковой и Станислава Дединского, посвященная истории съемок этой исторической драмы. О том, как снимали и восстанавливали картину, Станислав Анисимов.
Восемь месяцев – столько заняла работа над реставрацией двух серий "Ивана Грозного " Сергея Эйзенштейна. Усохшая пленка деформировала пропорции кадра. Их приходилось кропотливо восстанавливать в соответствии с замыслом режиссера. А вот в сцене венчания на царство специалисты убрали мерцающий свет осветительных приборов.
"Это мы называем фликер – это такое изменение плотности по кадру, когда свет то пропадает, то появляется, так это выглядит не очень смотрибельно, не очень приятно", – рассказал главный инженер "Мосфильма" Виктор Тамазин.
Нестабильным освещение на площадке было из-за перебоев в подаче электроэнергии. Фильм снимали в 1943 году, в эвакуации в Алма-Ате. Все предприятия города работали на оборону, электричество в павильон подавалось только ночью. График был очень напряженным. Идеи для своих фильмов Эйзенштейн черпал из самых разнообразных источников. Не все книги и предметы,собранные мастером по всему миру, он смог взять с собой в Алма-Ату.
"И в этот раз особенно, в работе над Иваном Грозным, ему начали приходить идеи о том, как строить сценарий, через рисунки. Он сразу же для себя какие-то опорные точки, решал образами", – заметила автор-составитель книги "Иван Грозный. Хроники Эйзенштейна", киновед Наталья Рябчикова.
Коллеги Эйзенштейна язвили "он гнет актеров под картинку". Ну а как иначе, если профиль Ивана Грозного режиссер увидел в ветвях дерева за окном своего дома в Алма-Ате. Черкасову приходилось вписываться в эти линии.
Рисунок движений героев фильма во многом формировали их костюмы, которые по задумке режиссера должны были походить на одеяния XVI века. Эта боярская шуба, часть реквизита картины, сегодня хранится в музее кино. Из подлинной старинной парчи с крупным тканным золотым орнаментом. Подкладка из зеленого атласа. Где же взяли эти материалы для костюма в 43 году, в Алма-Ате? На помощь пришли музеи, также как и сотрудники "Мосфильма", находившиеся в эвакуации.
"И в частности музей Нового Иерусалима, у которого были старинные облачения церковные. И вообще старинные ткани. Государство помогло, была команда помочь этому фильму, который очень важный был и очень важно было его в это время сделать", – отметила старший научный сотрудник Музея кино Эмма Малая.
Сделали качественно, даже моль не смогла устоять и случайно попала в кадр. Но ее заметит только специалист-реставратор. То, на что обратили внимание зрители, увидевшие первую серию в 1944 году, опубликовано в новой книге "Иван Грозный. Хроники Эйзенштейна" , вышедшей в издательстве "Искусство кино".
"Они поняли, что есть драма, такого шекспировского размаха, она не то, чтобы их эмоционально вовлекает, она делает их немыми свидетелями, какой-то вот трагедии, которая разворачивается на экране, а вовсе не участниками", – заметил издатель книги "Иван Грозный. Хроники Эйзенштейна", киновед Станислав Дединский.
Чем поразит фильм Эйзенштейна сегодня: постановочным размахом или аллюзиями на современность, зритель решит сам. Отреставрированная версия картины выходит в повторный прокат.