12 октября 2021, 10:33 12 октября 2021, 11:33 12 октября 2021, 12:33 12 октября 2021, 13:33 12 октября 2021, 14:33 12 октября 2021, 15:33 12 октября 2021, 16:33 12 октября 2021, 17:33 12 октября 2021, 18:33 12 октября 2021, 19:33 12 октября 2021, 20:33
  • Мария Свешникова

В РАМТе нашлось место коту Савелию Григория Служителя

  • В РАМТе нашлось место коту Савелию Григория Служителя
Собрав зрителей в фойе, Денис Баландин проведет их экскурсией по старой Москве к вышедшему из употребления накрытому брезентом "запорожцу", в который забралась кошка Глория, чтобы разродиться там четырьмя котятами. Двумя девочками и парой мальчиков. Одного из них мамочка назвала Савелием в честь любимого творожка.

Окно на заднике сцены открывается, и актеры манят приглашающими жестами: "Сюда! Скорее идите сюда!" Оказывается то, что ты принимал за элемент декорации – настоящее окно. Отвернувшись от увиденного внизу, ты встречаешься взглядом с артистами, вышедшими на поклон.

Ты стоишь на сцене, они – внизу. И кажется, будто не зрители аплодируют их перевоплощению, а они благодарят нас. В Театральном дворике РАМТа состоялась первая премьера сезона – "Дни Савелия" по одноименному роману Григория Служителя.

Григорий Служитель – актер и режиссер мастерской Сергея Женовача. В 2010-м году Григорий хотела написать роман и даже придумал сюжет: двое нищих идут через центр Москвы от Басманной улицы к Парку Горького. Как замысел книга была хороша, в реальности не случилась. Но потом у Григория тяжело и неизлечимо заболела кошка – так появились "Дни Савелия".

Изданная тысячными тиражами книга разлетелась по стране, и один ее экземпляр оказался у актера РАМТа Виктора Панченко. Дальше – у режиссера Марины Брусникиной, которая точно знала, как поступить с "Днями Савелия". И следом за Олегом Долиным, использовавшим для "Зобеиды" небольшой двор театра, Марина Станиславовна поставила свой спектакль на той же площадке.

Впрочем, "на той же" – неточная формулировка, Брусникина пошла дальше, она "прихватила" фойе, Театральную площадь, коридоры и Белый зал – гулять, так гулять.

Последний глагол, кстати, уместен не только в переносном смысле, но и в прямом. Собрав зрителей в фойе, Денис Баландин проведет их экскурсией по старой Москве к вышедшему из употребления накрытому брезентом "запорожцу", в который забралась кошка Глория, чтобы разродиться там четырьмя котятами. Двумя девочками и парой мальчиков (что логично). Вернее, котами. Одного из них мамочка назвала Савелием в честь любимого творожка.

Довольно скоро выяснилось, что здоровье и выносливость у всех разные, как и характеры, цели и задачи. Савелию Пришлось неоднократно напоминать, что 9 жизней у кошек бывает только в книгах, а на самом деле жизнь даже самых свободных личностей подчинена правилам и распорядку.

Только Савелий обосновываться в социуме не желает, потому что далеко не каждая кошка ищет дом. Некоторым прекрасно живется в киплинговской формуле "гуляю сама по себе". Например, бенгальскому коту у нас во дворе: он идет на контакт, разумен, общителен, но завидев протянутую к нему руку, уносится вдаль длинными прыжками. Или это перевоплотившийся в кота Савелия Виктор Панченко несется по жизни и по старым районам Москвы?

А вокруг него выстраиваются отношения, взаимоотношения, ситуации – трагические и комические. В одних ему душно, пыльно, в других приходится кривить душой. Он попробовал было влюбиться, но не в ту и не так. А когда решил принести пользу миру служением, его оболгали, обвинив в паскудничестве.

Таких сюжетов полно было и будет у любого из нас в каждом времени, где география объединяется с историей и биографией. Ничего удивительного в этом нет: у дуэта Служитель-Брусникина вышла идеальная классическая драма, где соблюдено завещанное нам Аристотелем правило триединства действия, времени и места.

А жизней и правда оказалось девять, но они отчаянно кончались – никто не научил свободолюбивого Савелия быть в тренде и экономить себя. Равно как и Григория Служителя, Марину Брусникину и всех (буквально всех), кто им помогал в создании этого очень московского спектакля.

В первую очередь многоликих, но немногочисленных артистов: Дениса Баландина, Алексея Блохина, Тараса Епифанцева, Веру Зотову, Виктора Панченко, Антонину Писареву, Марию Рыщенкову, Дарью Семёнову и Нелли Уварова, которые мгновенно перевоплощались из одних персонажей в других и возвращались обратно – так часто велят обстоятельства.

Но самое пронзительное впечатление осталось не от философской глубины спектакля, в котором от книги осталось лишь главное, а от естественной обыденности происходящего. Возможно, она появилась из решения режиссера создать иллюзию живой Москвы. Или от того, что порой играть актерам приходилось не только вплотную к зрителям, но и смешиваясь с ними, создавая тем самым ощущение причастности.

Причастности и к финалу, в котором проблемы разрешаются с принятием решения, что личность имеет право распоряжаться собственным существованием под воздействием обстоятельств. Гуманистическая идея свободы выбора торжествует: с противоположной стороны жизни, Грета встречает Савелия, чему они счастливы несказанно.

Через окно это видится иначе. Особенно если ты сам однажды побывал по ту сторону "рампы".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация