Выберите регион

Смотрим на

В Театре Модерн представили новую постановку Юрия Грымова "Петр I"

Курфюрстина Бранденбургская София-Шарлотта во время Великого русского посольства 1697 года писала о царе Петре: "Он одновременно очень добрый и очень злой. Он полностью представляет нравы своей страны". Спектаклем "Пётр Первый" режиссёр Юрий Грымов у себя в столичном Театре Модерн положил начало трилогии, которую назвал "Антихрист и Христос".

Именно в таком порядке. Три романа Дмитрия Мережковского, на содержание которых Грымов опирался, объединены названием "Христос и Антихрист". Мережковский мыслил о слиянии правды земной с правдой небесной, Грымов считает, что можно пройти через ад и выбраться к свету. Вместе со зрителем он намерен рассуждать о том, насколько легко перейти грань добра и зла, и сколько раз это может сделать один человек.

Одна из главных проблем, которую не могут решить люди — распознавание добра и зла, уверен Юрий Грымов, вечную тему он поднимает в своей новой работе спектакле "Пётр I".

Режиссер Юрий Грымов: "В моей интерпретации это называется "Антихрист и Христос", я поставил Христа на второе место, потому что должно быть движение от мрака, от земного к свету. От Толстого мы взяли несколько сцен, совсем чуть-чуть, потому что Алексей Толстой не очень корректно поступил — он просто взял всё у Мережковского и целыми абзацами переписал. Мережковский был запрещен".

В отличие от Мережковского Грымов сострадает Петру I. У Грымова в постановке сразу два Петра — Последний царь всея Руси, он же первый Император Всероссийский и его отражение. Здесь взаимоотношения власти и народа, влияние Европы.

"Я хочу понять, что происходит. Знаете, я начинаю репетиции спектакля или фильма, который я снимаю, когда я смогу поставить актёрам задачу одним словом, максимум двумя. Так вот, что такое спектакль "Пётр I"? Внимательно: Пётр — один. Вот мы об этом поставили спектакль", — пояснил режиссер.

Петра Великого воплощает на сцене Юрий Анпилогов. Его главной задачей было передать трагедию человеческого духа.

Юрий Анпилогов: "Пётр в этом спектакле больше человек и то, что в нём борются — остаться правителем-реформатором до конца илил всё таки быть с семьёй, с сыном. Но Пётр выбирает всё таки служение России".

Юрий Анпилогов признаётся, в создании образа Петра ему помогли костюмы.

"Это же настоящее кружево, даже то, что не видит зритель — у нас там кружево под костюмом. Кстати один мхатовский старик... Давно это описывали, что у актера какого-то молодого не получался Арбенин, подходит к нему мхатовский старик и говорит, а ты попробуй надеть атласное бельё. Он говорит, зачем мне атласные трусы? Он говорит, а ты увидишь, что ты станешь Арбениным. И вы знаете, в костюмах Ирэн Белоусовой можно играть и Петра I, и в "Войне и мире" играть Болконского", — рассказал Юрий Анпилогов.

Всего для постановки художник Ирэна Белоусова создала 300 костюмов. А эта корона в фойе театра — символ спектакля.

"Знаете, смешно очень было: один из зрителей увидел, что валяются зубы, ну, камешки из короны, подбежал к нашим камердинерам, говорит, у вас есть двусторонний скотч? У вас отклеилось... это реальный случай. Это такой символ, мы говорим вообще про власть и ответственность человека у власти", — поделился Юрий Грымов.

Этот спектакль прежде всего рассуждение о человеке, о его выборе, а потому в постановке практически нет декораций. Спектакль "Петр I" — начало его театральной трилогиии "Антихрист и Христос". В 2022 году Грымов планирует выпустить ещё две части: "Леонардо да Винчи" и "Иуду".

Читайте также

Видео по теме