Исторический музей открывает выставку "Крузенштерн. Вокруг света"
Первая русская кругосветная экспедиция, организованная под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского на кораблях "Надежда" и "Нева", длилась с 1803 по 1806 годы и решала сразу несколько задач. Снабжение Камчатки и русских владений на Аляске. Установление дипломатических отношений с Японией и более тесных торговых связей с Китаем. Научные исследования. Был собран уникальный этнографический материал. Это боевые шлемы индейцев-тлинкитов в виде головы медведя. А этот молот привезен с Алеутских островов.
Юлия Вакс, научный сотрудник Государственного исторического музея: "Экспедиция была одна, на двух кораблях. Но корабли шли не одним маршрутом. Лисянский на корабле "Нева" доплывал до Русской Америки. А Крузенштерн должен был отвезти посольскую миссию в Японию во главе с Николаем Петровичем Резановым как раз таки в Японию".
О японской миссии, находившейся на корабле Крузенштерна, напоминают посольские дары. Вот эта сабля с монограммой императора Александра Первого, как и другие дары вернулись в Россию, так как сама миссия не имела успеха. В отличие от экспедиции в целом. В России она стала началом эпохи больших географических открытий.
Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея: "На утлом суденышке. 30 метров в длину, 8 в ширину. Экипаж 50 человек. Цинга. Тяжелейшие условия. Большую часть провели в водах Южных морей. Это великий подвиг".
На выставке можно увидеть личные вещи Крузенштерна, в том числе секретер-шкатулку, которая была с ним во время экспедиции. В подготовке экспозиции принимали участие как российские, так и европейские музеи — из Германии и Эстонии. Помощь оказал и один из потомков Крузенштерна.
Александр Прищепов, потомок Ф. Крузенштерна: "Я являюсь прапрапраправнуком Ивана Федоровича Крузенштерна. По его младшему сыну. Я являюсь профессором университета в Копенгагене в области географии. В 1996 году я был в кругосветном плавании на барке "Крузенштерн" юнгой от молодёжной морской лиги. Мало кто знал, что я являюсь потомком. Также драил палубу, лазил на рею".
После первой русской кругосветной экспедиции были снаряжены еще несколько подобных, в том числе экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена, открывших Антарктиду. Правда сам Иван Федорович в них уже не участвовал. Его дальнейшая деятельность была связана с образованием и исследованиями. За свою жизнь он прошел путь от простого гардемарина до адмирала.