Выставка "В сбруе легкой и красивой" открылась в центре "Эрмитаж-Сибирь"
Выставка "В сбруе легкой и красивой" открылась в центре "Эрмитаж-Сибирь". В экспозиции – предметы парадного выезда XVIII – начала XX веков. Подробности у Динары Шамец.
Сбруи, кареты и сёдла. Предметы из собрания бывшего Придворно-конюшенного музея редко покидают стены петербургского Эрмитажа. Исключение сделали ради открытия выставки в омском центре "Эрмитаж-Сибирь".
"Омск для нас – это наш близкий музейный родственник. Мы стараемся сюда привезти что специальное, очень интересное, иногда такое, чего не показывали ещё в Эрмитаже. Такой выставки в Эрмитаже ещё не было", – пояснил зам. директора Эрмитажа, председатель Геральдического совета при Президенте РФ Георгий Вилинбахов.
Для экспонирования предметов парадного выезда императорского двора в Омске заказали специальные витрины и изготовили модели лошадей в полный рост. Пять воронцовских рысаков выполнены из стеклопластика. Манекены абсолютно белые. Тем эффектнее конская упряжь.
"Один из наших шедевров – комплект, принадлежавший Евгению Богарне пасынку Наполеона Бонапарта. Он попал в Россию вместе с его сыном Максимилианом Лейхтенбергским, который был женат на дочери Николая I Марии Николаевне. Вещь уникальна тем, что таких леопардовых вальтрапов, что укладывались поверх седла, сохранились единицы. Этот чуть ли не единственный своего времени", – рассказала куратор выставки Людмила Шатилова.
А это комплект украшения одной из лошадей коронационного восьмерика – экипажа, на котором имела право следовать на церемонию только российская императрица. Над созданием комплекта трудились десятки мастеров – шорники, золотошвеи, огранщики камней. Не менее роскошно обставлялись траурные процессии. Один из персонажей шествия – радостная лошадь в красной попоне. А это – сохранившиеся детали императорского катафалка.
"У короны, которая располагалась на крыше катафалка, есть небольшой секрет: крест наверху короны мог складываться, когда катафалк проходил под какими-то низкими арками. И не повреждалась сама корона", – объяснила Шатилова.
Развитие коневодства в России привело к созданию особого коннозаводческого портрета. Одним из первых "певцов" лошадиной природы стал Николай Сверчков. А это портрет создателя легендарной породы, графа Алексея Орлова-Чесменского. Он едет в санях, запряженных родоначальником орловских рысаков, конем Сметанкой. Один из основателей анималистического жанра в русской скульптуре, чье имя неразрывно связано с лошадьми, – Петр Клодт. На выставке представлен процесс работы мастера над памятником Николаю I на Исаакиевской площади. Но, как утверждают специалисты, знаменитые кони Клодта – родом из его омского детства.
"Он был выпускником Омского кадетского корпуса. И по воспоминаниям его, любовь к этим животным впервые проявилась здесь. Он убегал на левый берег Иртыша и там пропадал в казахских степях, наблюдая за конями. Иногда мы шутим, но вероятно, в этих словах есть доля правды, утверждая, что Петербург украшен именно омскими конями, которых наблюдал Клодт, будучи здесь в Западной Сибири", – отметила директор Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Фарида Буреева.
Предметы из коллекции Эрмитажа в Омске будут гостить до конца следующего лета. Затем проект получит продолжение. К 200-летию со дня образования Омской области, на гербе которой еще в 1823 году был изображен всадник, облаченный в степные одежды, откроют выставку, посвященную кочевой конской культуре.