Севморпуть станет полноценной международной транспортной артерией
Освоение российской Арктики идет полным ходом. Со следующего года Северный морской путь должен превратиться в полноценную международную транспортную артерию. По Севморпути начнутся регулярные транзитные, в том числе контейнерные, грузоперевозки. Это самый короткий морской путь из Азии в Европу. Для России – большие возможности, но и большая ответственность. Мы на всем протяжении пути отвечаем за его безопасность и должны знать об акватории Севморпути как можно больше. Как раз сейчас там работают сразу три научные экспедиции.
Огни на горизонте – Саббета. Уходим в район острова Белый. Впереди – циклон, 15 часов пути. Когда вернемся, непонятно.
За полночь. в открытом море буксир швартуется к плавучей лаборатории "Алексей Марышев". Комплексное исследование акватории Севморпути. Работают одновременно три экспедиции: в Обской губе ( в районе порта Сабетта), в Карском море и у берегов Чукотки, в Восточно-Сибирском. Впервые одновременно изучают все: океанографические параметры, состояние воздуха и экосистем. По составу планктона определяют температуру, соленость воды и делают выводы о структуре течений. Макроводоросли отражают влияние возможных загрязнений.
Орнитолог Ольга Адищева считает птиц. Они – как и млекопитающие – конечные звенья пищевых цепочек И помогают определить состояние экосистемы в целом. Совместный проект Росатома и Центра морских исследований МГУ. За ходом работ следят международные эксперты, результаты представят Арктическому совету.
До сих пор в мире такой мониторинг не проводился. Потому что нигде в мире такого транспортного коридора нет. Специалисты все чаще называют Севморпуть арктическим хайвеем. Эфир в районе порта Сабетта гудит круглые сутки.
На борту "Алексея Марышева" – еще одна экспедиция – гидрографическая. Алексей Огарев, начальник лоцмейтерского отряда Архангельской гидробазы, рассказывает, как размечают транспортный коридор, ремонтируют маяки, укрепляют створные знаки. В планах – круглогодичная навигация по СМП уже в 2022 году. Строят ледоколы. Готовятся начать перевозки контейнерных грузов. Для того, чтобы в главный порт Ямала могли заходить огромные газовозы, пришлось даже углубить дно Обской губы.
Сегодня в Сабетте работают четыре причала. Таможенная зона, и ближе нельзя. Судно иностранное, и, судя по облегченному виду, пойдет оно в Европу. Посмотрите, сколько вообще судов здесь в порту и на рейде, а это ведь за Полярным кругом! Какое окно возможностей открывается здесь для региона и всей страны!
Сабетта – это добыча, сжижение и реализация газа. Стоит все на Южно-Тамбейском месторождении, открытом на Ямале в 1974 году. Тогда здесь были 19 жителей и название, означающие "край света". Сабетта писалось с одной "т", а не с двумя, как сегодня. Кто и когда придумал назвать поселок на итальянский манер, неизвестно. Но путаница случается, в аэропорту вылета просят держать теплую одежду наготове: Сабетта – это не в Европе, а в российской Арктике.
Эти хранилища газа в виде банок со сгущенкой – самый узнаваемый вид Сабетты. Она и сама как арт-объект посреди тундры.
Вывоз СПГ и газоконденсата из крупнейшего на севере экспортного терминала в этом году уже превзошел прошлогодние показатели . Больше 15 с половиной миллионов тонн! И это еще не во всю силу.
Для безопасности судоходства создают спасательные станции в Тикси, Певеке, Сабетте и Диксоне. Модернизируют порты: Певек, Мурманск и Архангельск. К 2024 году их введут в эксплуатацию, суммарный грузооборот Севморпути составит 85 миллионов тонн в год.