Выберите регион

Смотрим на

Севморпуть станет полноценной международной транспортной артерией

Как обустраиваем Северный морской путь? Когда круглогодичная навигация станет реальностью?

Освоение российской Арктики идет полным ходом. Со следующего года Северный морской путь должен превратиться в полноценную международную транспортную артерию. По Севморпути начнутся регулярные транзитные, в том числе контейнерные, грузоперевозки. Это самый короткий морской путь из Азии в Европу. Для России – большие возможности, но и большая ответственность. Мы на всем протяжении пути отвечаем за его безопасность и должны знать об акватории Севморпути как можно больше. Как раз сейчас там работают сразу три научные экспедиции.

Огни на горизонте – Саббета. Уходим в район острова Белый. Впереди – циклон, 15 часов пути. Когда вернемся, непонятно.

За полночь. в открытом море буксир швартуется к плавучей лаборатории "Алексей Марышев". Комплексное исследование акватории Севморпути. Работают одновременно три экспедиции: в Обской губе ( в районе порта Сабетта), в Карском море и у берегов Чукотки, в Восточно-Сибирском. Впервые одновременно изучают все: океанографические параметры, состояние воздуха и экосистем. По составу планктона определяют температуру, соленость воды и делают выводы о структуре течений. Макроводоросли отражают влияние возможных загрязнений.

Орнитолог Ольга Адищева считает птиц. Они – как и млекопитающие – конечные звенья пищевых цепочек И помогают определить состояние экосистемы в целом. Совместный проект Росатома и Центра морских исследований МГУ. За ходом работ следят международные эксперты, результаты представят Арктическому совету.

До сих пор в мире такой мониторинг не проводился. Потому что нигде в мире такого транспортного коридора нет. Специалисты все чаще называют Севморпуть арктическим хайвеем. Эфир в районе порта Сабетта гудит круглые сутки.

На борту "Алексея Марышева" – еще одна экспедиция – гидрографическая. Алексей Огарев, начальник лоцмейтерского отряда Архангельской гидробазы, рассказывает, как размечают транспортный коридор, ремонтируют маяки, укрепляют створные знаки. В планах – круглогодичная навигация по СМП уже в 2022 году. Строят ледоколы. Готовятся начать перевозки контейнерных грузов. Для того, чтобы в главный порт Ямала могли заходить огромные газовозы, пришлось даже углубить дно Обской губы.

Сегодня в Сабетте работают четыре причала. Таможенная зона, и ближе нельзя. Судно иностранное, и, судя по облегченному виду, пойдет оно в Европу. Посмотрите, сколько вообще судов здесь в порту и на рейде, а это ведь за Полярным кругом! Какое окно возможностей открывается здесь для региона и всей страны!

Сабетта – это добыча, сжижение и реализация газа. Стоит все на Южно-Тамбейском месторождении, открытом на Ямале в 1974 году. Тогда здесь были 19 жителей и название, означающие "край света". Сабетта писалось с одной "т", а не с двумя, как сегодня. Кто и когда придумал назвать поселок на итальянский манер, неизвестно. Но путаница случается, в аэропорту вылета просят держать теплую одежду наготове: Сабетта – это не в Европе, а в российской Арктике.

Эти хранилища газа в виде банок со сгущенкой – самый узнаваемый вид Сабетты. Она и сама как арт-объект посреди тундры.

Вывоз СПГ и газоконденсата из крупнейшего на севере экспортного терминала в этом году уже превзошел прошлогодние показатели . Больше 15 с половиной миллионов тонн! И это еще не во всю силу.

Для безопасности судоходства создают спасательные станции в Тикси, Певеке, Сабетте и Диксоне. Модернизируют порты: Певек, Мурманск и Архангельск. К 2024 году их введут в эксплуатацию, суммарный грузооборот Севморпути составит 85 миллионов тонн в год.

Читайте также

Видео по теме