Выберите регион

Смотрим на

Чудом уцелевший манускрипт XVI века найден в частной коллекции

  • Фрагмент молитвенного свитка из Бромхольма.
  • Изображение бромхольмского креста с символами пяти ран Христа.

Редчайшая реликвия попала в руки британских историков. Это молитвенный свиток, созданный в первой половине XVI века, доживший до наших дней благодаря совершенно необычному ряду обстоятельств.

Освящённых молитвенных свитков средневековой Англии во всём мире насчитывается не более нескольких десятков. Один из них по счастливой случайности недавно попал в руки исследователей.

История этого свитка таинственна по ряду причин. Во-первых, исследователи были поражены тем, в каком прекрасном состоянии был обнаружен священный манускрипт. А во-вторых, остаётся неизвестным, как эта реликвия оставалась незамеченной порядка пятисот лет, скрытая от глаз учёных в загадочных частных коллекциях.

Этот свиток по-прежнему остаётся в собственности анонимного владельца. Редчайшая находка позволяет по-новому взглянуть на христианское паломничество и культ Креста до роспуска монастырей Генрихом VIII 1530-х годах.

Поясним, что молитвенные свитки представляли собой длинные полоски кожи, покрытые христианскими текстами и изображениями святынь и библейских персонажей. Миряне получали их от священнослужителей и обращались к их текстам в моменты нужды.

Для удобства повседневного ношения эти свитки часто оборачивали вокруг пояса, и такое активное использование стало причиной того, что до сегодняшних дней сохранилось чрезвычайно мало подобных артефактов.

"[Свиток] даёт представление о религиозных ритуалах, связанных с большим распятием ("Rood") в Бромхольмском монастыре в Норфолке, и раскрывает прямую связь между этим артефактом XVI века и знаменитой религиозной реликвией, когда-то ассоциировавшейся у христиан с чудесами", – пишет автор работы Гейл Тёрнер (Gail Turner) из Института искусства Курто.

"Бромхольмское распятие", как его называют историки, предположительно содержало фрагмент креста, на котором был распят Иисус. Реликвия превратила Бромхольмский монастырь в популярное место паломничества.

Изображения большого распятия в черном цвете с золотыми контурами несколько раз встречаются в бромхольмском свитке, и в нём есть одно прямое упоминание «бромхольмского креста».

Тёрнер предполагает, что, возможно, владельцем бромхольмского молитвенного свитка, сделанного из двух сшитых вместе кусков пергамента, был зажиточный паломник.

В 1970-х годах старинная реликвия была куплена частным коллекционером.

Изображение бромхольмского креста с символами пяти ран Христа.

Прихожане регулярно касались изображений Иисуса на кресте и целовали их, чтобы, по словам Тёрнер, «непосредственно и мощно испытать Страсти Христовы». Действительно, историк обнаружила, что на бромхольмском свитке видны следы подобного использования.

Тёрнер смогла оценить возраст документа по упоминанию в нём "Иоанна Халкидонского" или Джона Андервуда, предпоследнего настоятеля Бромхольма. Страстный сторонник римско-католической церкви, Андервуд стал ауксилиарием (вспомогательным епископом) Норфолка в 1505 году, а затем потерял свою должность в 1535 году, так что вполне вероятно, что свиток был составлен между этими датами.

Согласно исследованию, дальнейшую связь между свитком, бромхольмским распятием и Андервудом можно установить через образы пяти ран, полученных Христом во время его распятия. Их изображения встречаются в манускрипте.

Символы, представляющие пять ран Христа, также изображены на могиле Андервуда в Норвиче, несмотря на то, что их нечасто можно найти в церквях Норфолка. Кроме того, пять ран были в центре ключевых религиозных праздников Бромхольмского монастыря — Страстной седмицы и Воздвижения Креста.

По словам Тёрнер, первоначальный владелец свитка, вероятно, был "набожным верующим", знакомым с праздниками Бромхольма. Автор предполагает, что это мог быть покровитель монастыря, член местной семьи Пастонов или друг Джона Андервуда.

Сегодня монастырь стоит в руинах на поле недалеко от деревни Бактон. Исследователь предполагает, что бромхольмский крест был перевезён в Лондон. Об этом говорится в письме, написанном в 1537 году Томасу Кромвелю сэром Ричардом Саутвеллом, придворным из Норфолка.

После этого, по словам Тёрнер, след этого распятия теряется. Автор добавляет, что "предположительно, он был уничтожен в Лондоне вместе со многими другими реликвиями, хотя его судьба остается неопределённой".

Новая неожиданная находка позволяет предположить, что и когда-то почитаемое жителями Норфолка распятие может неожиданно встретиться в некой частной коллекции. По меньшей мере, надежда на такое счастливое стечение обстоятельств не должна умирать.

Работа британской исследовательницы была опубликована в научном журнале Journal of the British Archaeological Association.

К слову, ранее мы писали о том, что рукопись Войнича, возможно, удалось наконец расшифровать. Также мы рассказывали о том, что учёные смогли прочитать уничтоженный текст римского мыслителя Галена. А ещё мы сообщали о том, что искусственный интеллект определил, сколько авторов писали свитки Мёртвого моря.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".

Читайте также

Видео по теме