26 октября 2021, 20:29 26 октября 2021, 21:29 26 октября 2021, 22:29 26 октября 2021, 23:29 27 октября 2021, 00:29 27 октября 2021, 01:29 27 октября 2021, 02:29 27 октября 2021, 03:29 27 октября 2021, 04:29 27 октября 2021, 05:29 27 октября 2021, 06:29

Выставка русского модерна из запасников Третьяковской галереи

  • Выставка русского модерна из запасников Третьяковской галереи
  • Картинка
    Выставка русского модерна из запасников Третьяковской галереи
  • Выставка русского модерна из запасников Третьяковской галереи
Русские модернисты изменили не только искусство, но и его восприятие во всех сферах жизни.

"Русский модерн. На пути к синтезу искусств" – новая выставка в Третьяковской галерее посвящена времени, которое позже назовут "временем власти художников". Русские модернисты изменили не только искусство, но и его восприятие во всех сферах жизни. Подробности – у Василия Алексеенко.

Сейчас в зале Врубеля осталась одна работа художника: монументальное панно "Принцесса Греза". Остальные работы уехали в Новую Третьяковку на монографическую выставку художника. Для созданной в освободившемся пространстве – экспозиции искусства модерна, написанное в 1896-м году панно, стало отправной точкой – хронологической и смысловой.

“Задачей было создать некую атмосферу, и создать экспозицию, которая бы звучала в унисон с монументальным панно Врубеля. Экспозицию из произведений, авторы которой ставили перед собой весьма схожие задачи. Конечно же, Врубель был для них реальной – его творчество – точкой отсчета”, – сказала Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.

Работы на выставке объединяет декоративность, стремление художников к синтезу искусств. Пейзажи Константина Богаевского напоминают гобелены. Александр Савинов называл свою картину "На балконе" – "Декоративной композицией к портрету моей жены". Италия на полотне Исаака Бродского, прославившегося позже созданием живописной "ленинианы", похожа на театральную сцену. Модеринсты особенно ценили театр за его синтетичность. Есть на выставке и несколько чистых театральных портретов – Федор Шаляпин в образе Олоферна кисти Александра Головина, актриса Елизавета Сафонова в образе принцессы из пьесы Герхарта Гауптмана "Шлюк и Яу".

“Эта пьеса ставилась Всеволодом Мейерхольдом в его театре на Поварской. Ульянов много сотрудничает с этим театром. Разрабатывает для них декорации, пишет эскизы, костюмы.... Общая тема театра объединяет эту работу и с панно "Принцесса Греза" Михаила Врубеля, поскольку сюжетом "Принцессы Грезы" также является театральная постановка пьесы Эдмона Ростана”, – рассказала Надежда Мусянкова, куратор выставки.

Это выставка из серии "Третьяковская галерея открывает свои запасники" – здесь представлены в том числе редко выставляющиеся работы забытых ныне мастеров. Федор Боткин работал в русле ар Нуво. Его картину "Вечер на берегу озера" показывают впервые после реставрации. Работа художника "Женский силуэт" отражает особое отношение модернистов к декоративному искусству.

“В каталоге была такая характерная приписка, что картина может служить основой для вышивки. Я думаю, что это очень характерно. Возможно, это полемично, но действительно уравнивание этого декоративно-прикладного искусства, живописи, графики в период модерна – это характерная черта того времени”, – сказала Татьяна Карпова, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи.

Нечто поэтическое есть во всех картинах на выставке. На свой портрет кисти Ольги Деллы-Вос-Кардовской Николай Гумилев откликнулся стихотворением. Он писал: "Но и краски ведь тоже слово, И узоры линий — ритм".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация