Выберите регион

Смотрим на

110 лет исполнилось Большеохтинскому мосту в Петербурге

Гранитные башни, увенчанные четырехгранными фонарями – самая таинственная часть Большеохтинского моста.

110 лет исполнилось Большеохтинскому мосту в Петербурге. Считается, что этот мост приносит счастье влюбленным. С подробностями – Екатерина Грициенко.

Они никогда не были маяками, но все же обладают притягательной силой. Гранитные башни, увенчанные четырехгранными фонарями – самая таинственная часть Большеохтинского моста.

Внутри башни расположены механизмы разводки – они под проезжей частью. А здесь пульт управления мостом. Но несмотря на техническую оснащенность загадку прошлого хранят и эти стены, и металлическая винтовая лестница. Она кстати ведет к самой высокой точке переправы. Эти два купола видно с реки за несколько километров.

Разводку моста начинают с выставления ограничителей, машинам дают красный свет. Одна из важнейших операций – так называемая расклинка. Крыло поднимается вверх, а противовес уходит вниз – в шахту. И вот гигантские пролеты встают под углом 73 градуса.

“Раньше проектировали мосты с учетом времени разводки 2 минуты. Но это предельный режим работы. А мы жалеем мосты. Поэтому мы даем щадящий режим. На все про все у нас 10 минут”, – рассказал Александр Валуйкин, начальник участка разводных мостов №1 СПб ГБУ "Мостотрест".

Но это внутри моста. Снаружи предстает один из лучших видов Петербурга.

В 1901 году объявили международный конкурс на лучший проект. Участвовали архитекторы из Франции, Германии, Испании, Голландии, США. Но победила внеконкурсная работа профессора Кривошеина – под девизом "Свободу судоходству".

Инженер-новатор предложил установить разводной пролет в середине реки. Раньше – их располагали у берегов – для прохода парусников. А еще – подвесить дорогу к нижней части мостовых арок.

Сотрудники музея мостов за месяц до юбилея Большеохтинского нашли в антикварной лавке технический отчет о его сооружении. Документ лично составлял инженер Кривошеин. Там подробно описан каждый этап строительства переправы, есть фотографии, чертежи, зарисовки конструкций. Изложена техника безопасности работ на глубине – в водонепроницаемой камере.

“Работникам было запрещено спускаться в кессон натощак, так же отдельно прописано то, что курить внутри кессона строго запрещено. Были обязательные требования и к комплекции тех, кто работал в кессонах. Их рост должен быть не меньше 160 см, к тому же они должны быть не моложе 20 лет и не старше 40”, – рассказала Анна Зекина, научный сотрудник Музея мостов.

Торжественно Большеохтинский мост запустили 26 октября 1911 года. Имена инженеров, архитекторов и строителей выбиты на бронзовых досках. А на центральных арках красуется первое название – "Мост императора Петра Великого". Ведь заложили его к двухсотой годовщине победы в Полтавской битве. Неповторимый рисунок создают формы пристроенных полубашен, изгибы фигурных ограждений и сплетения так называемых связей, которые на самом деле обеспечивают стойкость несущих конструкций.

“Когда вы проезжаете по мосту, вот это нависающее над вами кружево металлических элементов, связей – они носят функциональное назначение, являются элементами конструкции”, – пояснил Геннадий Богданов, профессор Петербургского университета путей сообщения императора Александра I.

Среди миллиона заклепок Большеохтинского моста путешественники ищут одну – золотую. Считают, что строители поставил ее на счастье и покрыли металлической пленкой. Но с находкой чертежей этот миф развенчан – такого материала, как золото, в документах нет. Да и нужно ли украшать легендами один из красивейший мостов Петербурга.

Читайте также