От легких – одно воспоминание: детская заболеваемость выросла вдвое
Самолеты на курорты Турции из самарского аэропорта Курумоч вылетают каждый час. На рейсах – полная загрузка. Ведь не локдаун в регионе – выходные. Узкая полоска вдоль берега моря, кажется, не ведает о бедствиях пандемии.
"Времена, конечно, тревожные, но у нас в городе тоже опасно. Думаю, отдохнем хорошо", – говорит один из пассажиров.
Время вылета на электронном табло разрывает связь с реальностью. Цифры на графике заболеваемости в нее возвращают. В начале недели преодолели отметку в тысячу новых случаев. К субботе – уже тысяча четыреста. Самара задыхается.
"Эти дни для того, чтобы сломить ту ситуацию, разорвать эту цепочку эпидемическую, почему нельзя посидеть дома? Доктора, медицинские сестры – у них ничего не изменилось, они каждый день приходят на работу, надевают эти костюмы, для них нет нерабочих дней. Они не могут никуда съездить. А народ почему-то решил, что надо съездить отдохнуть, привести, может быть, какой-то новый штамм. Не понимаю", – возмущается Николай Каравашкин, заместитель главного врача ГБУЗ Самарской области Тольяттинская ГКБ 5.
В ковидных больницах по-прежнему напряженно: заболеваемость инфекцией по сравнению с прошлым годом выросла в 4 раза.
2,5 часа Валентина Тимофеевна ждет своей очереди: компьютерный томограф не выдержал нагрузки – сдался. Единственный аппарат работает круглосуточно. Нескончаемый людской поток – не хватает ни времени, ни сил. Она расскажет, что никуда не ходила. Только к соседке поднялась на минуточку. А потом внезапно – температура под 40, кашель и будто тисками сдавливает грудь. Похожие одна на другую истории врачи госпиталя слышат каждый день.
"Старики лежат. У нас такое ощущение, что мы в геронтологию превратились, причем безысходную. А когда на такого человека смотрят его родственники, они понимают, что видят его в последний раз, это достаточно серьезная трагедия", – сказал Олег Никитин, врач-реаниматолог ГБУЗ Самарской области Тольяттинская ГКБ 5.
Увядшие рты под кислородной маской словно пережевывают в кашу неразборчивые слова. Старики корчатся от боли, стонут, а потом наступает парализующая тишина. В реанимации умирают семь человек из десяти. Иногда 8. Ни одного вакцинированного.
"Врач, который проработал в "красной" зоне, в ковидном госпитале, не будет говорить, что вакцинация от коронавируса приводит каким-то последствиям, ее не нужно делать и так далее. Это, скорее всего, говорят те врачи, которые не видели этих больных, не видели этой тяжести, не видели, как это протекает, как люди страдают, поэтому они делают такие заявления. Есть доктора, которые длительное время не практикуют", – отметил Николай Каравашкин.
Он раньше отвечал антипрививочникам, но дискуссия из научной превращалась в базарную. Эти как бы врачи не выдерживают критики. Нарядившись в белые халаты, несут псевдонаучную чушь. И представляются учеными.
Эту даму в элегантном шарфике обычно представляют научным сотрудником Института нейрофизиологии РАН. Для статуса и авторитета. Но свою деятельность в этом институте Ермакова прекратила больше десяти лет назад.
"За много лет у нее не выходило никаких публикаций, и в какой-то момент она просто не прошла переаттестацию. Ей предложили вариант: либо мы вас переводим на ставку лаборанта, либо тогда увольняйтесь. Она выбрала просто уволиться по собственному желанию, уйти, чтобы не переходить", – рассказал Алексей Малышев, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.
Она оскандалилась в начале 2000-х, когда доказывала всему миру вредность сои. Опыты ставила на крысах, которых кормила генномодицицированной травой. Европейские эксперты признали ее работу полной ерундой. Сегодня этот специалист уровня лаборанта доказывает вредность вакцин.
"То, чем занимается эта кампания против вакцинации, она же просто уносит жизни людей в конечном итоге. Это тот же террористический акт, от которого гибнут люди", – считает Малышев.
А вот еще один самонареченный эксперт в области иммунологии, вирусологии, эпидемиологии. Хирург по диплому Александр Редько давно забросил медицину. Метался между партиями, был депутатом гордумы Санкт-Петербурга. Сегодня – чиновник мелкой руки. В Интернете мелко пакостничает, рассказывая о вреде вакцин.
- Не возникало ли у вас желания пойти в ковидный госпиталь врачом? Сегодня очень нужны врачи.
- Дело в том, что меня в ковидный госпиталь врачом не примут по возрасту. Я считаю, что мой потенциал и мои возможности сегодня можно использовать более эффективно, нежели просто пойти и вылечить одного человека, – говорит Редько.
Его потенциал наверняка. пригодился бы в ковидном госпитале: если не врачом, то хотя бы санитаром – их катастрофически не хватает. Хотя возраст для настоящего врача не помеха. Ровесник Редько Александр Мельничук с первого дня пандемии – в "красной" зоне. Врач-невролог, он больше года работает в приемном отделении ковидной больницы. Волны не считает, пустых разговоров не ведет, ведь все перед глазами: бесконечный поток тяжелых пациентов не прекращается.
"Очень много людей поступает. И основная масса поступающих сегодня больных – это больные, которые не вакцинировались, которые боятся вакцинироваться, которые не доверяют вакцине. Это очень печально и грустно. Вакцина – это шансы жить, а люди многие не понимают этого", – вздыхает Александр Мельничук, врач-невролог приемного отделения ковидного госпиталя ОГБУЗ ГБ 2 Белгорода.
Привозят тяжелых, с пометкой в карте: "не вакцинирован". Но пути назад у них уже нет. Жадно глотают кислород, их глаза полны ужаса и страха. Чудо спасения иногда проходит мимо, не задержавшись у постели больного.
- А тяжело спасать в реанимации?
- В реанимации очень тяжело спасать. Человеку не хватает воздуха. Он задыхается. И каждая клеточка его организма недополучает кислород. Начинается паника, страдание головного мозга. От этого страдают все органы и системы. Попробуйте задержать воздух надолго. Минуты на 3. Не получится. И это такое состояние, как будто ты под водой. И ты понимаешь: невозможно ничего сделать, – пояснила Ольга Мевша, заместитель главного врача ОГБУЗ ГБ 2 Белгорода.
Они собрали консилиум. За стеклом инфекционного бокса шестилетний ребенок умирает. В углу рыдает мать, сжимая лик Богородицы. Полиорганная недостаточность не имеет обратного хода. Они не всегда выигрывают бой со смертью. Главный врач достает альбом со стихами. На исписанных страницах любовь бежит наперегонки со смертью.
Сергей Китайчик, главный врач Самарской областной детской инфекционной больницы, проведет нас в госпиталь. Это даже не больница – здание 1948 года, бывший детский сад. Под больницу приспособили. Сегодня здесь лечатся от ковида 140 человек. По 8 кроватей в каждом боксе – тесно.
Это уже не лирика. За десять месяцев 2021 года детская заболеваемость ковидом выросла вдвое. Вирусную пневмонию особенно тяжело переносят подростки – с большим поражением легких.
"Лицо ковида стало взрослым у детей, то есть более агрессивным. Мы стали получать летальные исходы. Представьте себе, у нас в стационаре погибла шестилетняя девочка от ковида. Боролись за ее жизнь до последнего, но там от легких – одно воспоминание. Было сразу тотальное поражение легочной ткани. – Был изначально абсолютно здоровый ребенок", – сказал Китайчик.
Детская вакцина от коронавируса сейчас проходит стадию одобрения. Производство стоит под парами: когда Минздрав выдаст официальное разрешение, фармпредприятия запустят линию. До конца года выпустят около полумиллиона доз.
"Мы просто подобрали дозу классического "Спутника", которая будет эффективной и безопасной для детского населения. Это исходный "Спутник V", разведенный фактически физраствором в пять раз. Для более младшей группы, то есть для детей меньше 11 лет, это будет тот же "Спутник", разведенный уже в 10 раз", – пояснил Александр Гинцбург, директор Центра им. Гамалеи, академик РАН.
Сначала будут прививать подростков от 12 до 17 лет. Одновременно начнут клинические испытания для детей более раннего возраста. Прививочная кампания для взрослых только сейчас разогналась. У пунктов вакцинации – очереди.
Еда на вынос, в торговые центры – только с QR-кодом, промтоварные магазины закрыты, и никаких развлечений – сейчас, правда, не до этого. С понедельника в Самарской области – нерабочие дни. Как результат упорного нежелания вакцинироваться и рванувшей вверх статистики заболевших.
"Почему-то население ищет какие-то предлоги для того, чтобы не вакцинироваться. Страх того, что происходит, у некоторых меньше страха перед смертью. Они почему-то вакцину отодвигают, хотя боятся коронавирусной инфекции. И не делают ничего для того, чтобы не заболеть. Маски не носят, обрабатывать руки не хотят, в общественном транспорте ездят как хотят. И получается, что таких людей на сегодняшний день пока больше, чем тех, которые либо переболели, либо вакцинировались", – отметил Дмитрий Константинов, заведующий кафедрой и клиникой инфекционных болезней с эпидемиологией СамГМУ – директор Института клинической медицины.
Закрыты фитнес-клубы. Школьники ушли на каникулы на неделю раньше, чем было запланировано. В детских садах остались только дежурные группы. Важные для экономики предприятия останавливать не стали.
Автомобильный завод "ВАЗ" даже в нерабочие дни работает. Это предприятие относится к градообразующим. 35 тысяч человек по штату. В апреле 2020-го, когда объявляли жесткий локдаун, конвейер останавливали. Каждую неделю простоя завод терял 1,5 миллиарда рублей прибыли, авторынок голодал. Чтобы запустить линии, потратили еще 2 миллиарда. С тех пор автомобильный конвейер движется почти без остановок.
Конвейер длиной в один километр обслуживают 380 человек. Рабочие, конечно, болеют. Но массовых вспышек не было. С самого начала пандемии здесь приняли жесткие меры безопасности. Когда началась вакцинация, желание привиться стимулировали премией.
"Всем нашим сотрудникам, которые поставили прививку, за каждый компонент мы оплачиваем по 1500 рублей, разыгрываем денежные призы. Совсем скоро при достижении 80% вакцинации всего коллектива мы разыграем среди наших привитых работников автомобиль", – рассказал Дмитрий Михайленко, вице-президент по персоналу и соцполитике "АвтоВАЗа".
Самарские учреждения культуры ушли на двухнедельные каникулы. В Театре оперы и балета опущен занавес. Театральная труппа распущена по домам.
"Они только вошли в сезон. И вот сейчас – пауза. У нас же практически каждый вечер, когда они выступают, это Олимпийские игры для них. Только с одной разницей: проиграть здесь нельзя. Они каждый раз должны быть в прекрасной форме и сделать все возможное, что они могут", – сказал Сергей Филиппов, генеральный директор Самарского академического театра оперы и балета.
Остыли парные в новом банном комплексе. Его запустили только месяц назад – с соляными и травяными саунами, бассейнами. После 7 ноября. когда нерабочие закончатся, пускать посетителей будут только по QR-кодам.
Ситуация – критическая: свободных коек почти не осталось. стараются выписывать как можно быстрее – пациенты долечиваются дома. Тяжелых стало вчетверо больше. Запасы кислорода на пределе. Вместо баллонов для перевозки пациентов используют кислородные подушки.
Пока народ раскачивался, эффективность вакцин против нового дельта-штамма стала снижаться. В Институте Гамалеи подготовили новые образцы под изменяющиеся варианты вируса, но ВОЗ пока не рекомендует менять формулу.
"Было снижение эффективности в отношении "дельты", пусть и несущественное, но снижение – с 91,6% до 83 у военных. И дальше по клиническим исследованиям мы видим, что примерно до 70% защитная эффективность снижается через полгода. В настоящий момент нужно ревакцинироваться. И ревакцинироваться через полгода. Вы видите это во всем мире: это и Израиль, это и Европа, это Америка. Ревакцинация возвращает эффективность вакцины к исходным значениям", – подчеркнул Денис Логунов, заместитель директора Научного центра эпидемиологии им. Гамалеи.
Вакцина в 30 раз снижает летальность от ковида. Это – доказанный факт. Те, кто отрицают прививки и убеждают других отказываться от вакцинации, должны посмотреть в глаза этим людям, чья жизнь продлится не дольше, чем минутная стрелка сделает полоборота.
Понятно, что тема прививок уже стала горячей и в Сети. Причем малограмотные антиваксеры ведут себя очень агрессивно. И вот лишь один пример. Наши коллеги из РБК опубликовали в своем Тelegram-канале опрос. Поддержали бы вы введение жестких ограничений для граждан без прививки от COVID. Варианты ответа: да, люди без прививки должны быть изолированы; нет, это дискриминация и нарушение прав человека. К концу недели в опросе приняли участие около 180 тысяч человек. Написаны более 6 тысяч комментариев, не учитывая удаленных оскорблений и угроз.
А в группах антипрививочников появились призывы к читателям голосовать против ограничений и "добить РБК". В ответ главный редактор РБК Петр Канаев написал сообщение: "Сегодня 40 000 человек заболели за сутки. А у противников прививок появился новый лозунг: "Добьем РБК!" Нагнали кучу людей и ботов. Они "добивают РБК" (не добьют) за то, что мы – журналисты – задаем вопросы. Пишут тысячи одинаковых комментариев, жалуются Павлу Дурову. Это тоже наши читатели. И я привык уважать чужое мнение. Но сейчас мне сложно".