Состоялась премьера фильма Александра Зельдовича “Медея”
Состоялась премьера фильма Александра Зельдовича “Медея”. Современная Медея кричит: “Я не старая, мне 29!.. 28!.. 26… 24…” – кричит она уходящему Ясону, которого теперь зовут Алексей, он удачливый бизнесмен. Зельдович дал новую жизнь старому мифу, которому давали новые жизни многие, и у каждого была своя проекция той трагедии на собственное время, или свой взгляд на время Еврипида, как у Пьера Паоло Пазолини. Зельдович и автор сценария, и говорит, что написал эту историю быстро, всего за пару недель. Должно быть от того, что мысль быстра. "Медея" в переводе с древнегреческого – мысль или намерение.
Медея – первый полнометражный фильм Александра Зельдовича, снятый по собственному сценарию. Это попытка адаптировать античную трагедию Еврипида к современным реалиям. Однако, по словам режиссера, он не собирался "осовременивать классику". Скорее в истории, которая может разворачиваться в наши дни, он увидел вечный сюжет о предательстве и отмщении. История эмигрантская, подчеркивает Зельдович, поэтому действие из древней Греции перенесено в Израиль в наши дни.
Александр Зельдович, режиссер: “Израиль это очень напряженное, очень энергетически заряженное место, это место, где бурлит историческое время. Там нет ощущения дистанции, между нынешним днем и между античностью, поэтому там эта история выглядит абсолютно естественно”.
Ясон сменил имя, став Алексеем. Он занимается продажей бетона, собирается переходить на нанотехнологии. Его роль исполнил Евгений Цыганов, по словам кртиков, привычно вписавшийся в амплуа хозяина жизни, искренне верящего в то, что может решить любые проблемы и даже добыть золотое руно, если потребуется. Образ главного героя, по идее режиссера – собирательный.
Евгений Цыганов, актер: “Для меня это такой большой Айсберг, который создал Александр Зельдович. С которым можно разбираться и разбираться. Поэтому, это не про указания, а про попытку нащупать какие-то точки пересечения”.
У Нынешней Медеи, ее сыграла –Тинатин Далакишвили, грузинская модель и актриса, по сюжету нет имени. В фильме идет рассказ от первого лица, зритель слышит ее исповедь в монастыре. Опустившись на колени перед исповедальней в пустом храме, девушка рассказывает свою историю. Страсть для нее – побег от жизни, от смерти, от старения. По словам актрисы, безумие, это – cуперспособность ее героини.
Тинатин Далакишвили, актриса (Грузия): “Мне кажется, что это про то, как мы теряем все из-за одержимости, и как все это влияет на наше будущее, и будущее наших детей и как бы на все”.
Насыщенный динамичными событиями сюжет снят статичной камерой. По словам оператора картины, Александра Ильховского, это принципиальное решение для съемки "Медеи". Картина не должна была получиться излишне театральной, скорее отстраненной. Отсюда много верхних точек съемки с позиции равнодушного наблюдателя.
Александр Ильховский, оператор: “Ну это как взгляд бога, то есть у нас даже верхние точки, они сняты с дрона, но он не двигается. Чтобы этот глаз божий, не мелькал, не мельтешил, приходилось стабилизировать”.
Оригинальную музыку к фильму написал композитор Алексей Ретинский. Это его дебют в кинематографе. По словам Ретинского, музыку он писал уже под отснятый материал. Тем сложнее и интереснее было работать. Отстраненный стиль повествование он дополнял эмоциональным комментарием: не иллюстрировал события, а добавлял им новую перспективу.
Алексей Ретинский, композитор: “Где-то под конец написания музыки к фильму, я нашел для себя такую метафору, что такое Медея и что такое музыка для меня к Медее. В данном случае – это раскаленная горячая лава, которая впадает в холодный океан”.
"Медею" впервые показали на фестивале в Локарно, на котором картина получила награду с формулировкой "За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую ее поэтики". Фильм Александра Зельдовича – история о необратимости жизни, о тщетных попытках изменить прошлое.