Вспоминая Юрия Клепикова
Свои сценарии Юрий Клепиков называл гипотетическими фильмами — при прочтении сразу представляешь картинку. У него было режиссерское образование, но режиссером он стал только на экране в фильме Глеба Панфилова "Начало". Эта роль расходилась с тем, каким Клепиков был в жизни — спокойным и закрытым, принципиальным и целеустремленным.
Наталия Рязанцева: «У Юры довольно тяжелый был характер. Некоторые говорят, но он был настолько честен и справедлив и так честно работал. Вот в свое время Панфилов подивился, потому что он оказался еще и хорошим артистом. Я размышляла, почему он часто обращался к сюжетам в центре которых были подростки. "Мама вышла замуж", "Не болит голова у дятла", "Летняя поездка к морю", "Пацаны" — наверное потому что пацан ему близок, он сам пацан, в нем душа мальчишки — молодая, смелая, озорная. Поэтому он хорошо знает и чувствует пацана и сам остается таким".
Юрий Клепиков понимал саму сущность экранного языка: каждый эпизод в его сценарии прописан до мельчайших подробностей, начисто: с четко выверенной композицией и вовремя поставленной точкой. Идеально завершенная форма. Случайно брошенная фраза, бытовой диалог интонационно били наотмашь своей пронзительностью.
Николай Бурляев, народный артист России: "Помню, как я был непонятлив, когда мне принесли сценарий моего друга Клепикова "Мама вышла замуж". Я думал, ну, кому это нужно?! Это история, простая, о простых людях, мама — малярша, её избранник бульдозерист. Сынок такой ершистый, кому это нужно. Я ошибся, Юрий сделал классическое, трогающие всех произведение, которое живёт уже более более полувека".
Это люди, для которых правда и есть способ постижения человека. И оказывается, что этот способ раскрывает грандиозные масштабы характера, которые мы видим его кино. Таких как "Восхождение". Это бесстрашие, погружение сложного человека. Мне кажется, это самое ценное, что может быть и еще это колоссальная любовь к человеку.
"Для меня снимать фильм — это дружить. Это тонкие человеческие отношения", — говорил Юрий Клепиков. С Ларисой Шепитько он согласился работать после короткого телефонного разговора. Признавался: "не выдержал энергии тайфуна по имени Лариса". Никакой импровизации, точное следование букве сценария — жесткие условия съемок помогли сохранить замысел Клепикова, основанный на повести Василя Быкова.
Юлий Файт: "Пронизано все таким сочувствием к своим персонажам и к плохим и к хорошим. У него нет плохих и хороших на самом деле. Это Люди. И вот ко всем этим людям, удивительное совершенно сочувствие, понимание, проникновение какое-то..."
Точнее дыхание жизни Юрий Клепиков умел почувствовать как никто другой. Потому и хранил молчание последние годы, пессимистично отвергая истории современников, которые противоречили его взглядам, его принципам, его пониманию профессии сценариста.