Лондонская галерея Тейт подготовила выставку работ Уильяма Хогарта
Эта дама впервые вернулась в Великобританию за последние два века. Портрет "Мисс Мэри Эдвардс" сегодня хранится в Нью-Йорке. Одна из самых богатых женщин своего времени была другом и покровителем художника Уильяма Хогарта.
Элис Инсли, куратор выставки: "Она была довольно интересной женщиной, и я думаю, это сразу видно на портрете. Здесь много атрибутов, которые обычно встречаются в изображении мужчин: гончая, глобус, свиток. Эти предметы — символ мудрости, свободы и независимости. Они многое нам говорят о характере персонажа".
Хогарта считают первым реалистом в английском искусстве, хроникером жизни Лондона, которую он фиксировал с беспощадной наблюдательностью, не скрывая сарказма и иронии. Но эта выставка предлагает публике иную оптику — Уильям Хогарт в контексте европейской культуры. Он много путешествовал, изучал работы зарубежных коллег. На этой выставке впервые полотна Хогарта вступят в диалог с картинами его европейских современников, являя публике неожиданные связи, параллели или даже разоблачения.
"Здесь представлена "Белая скатерть" французского художника Жана-Батиста Шардена. Хогарт изучал его работы в Париже. Сочные детали натюрморта очень повлияли на его дальнейшее творчество. Воспоминания о пребывании во Франции есть в картине "Ростбиф старой Англии". В образах, близких к гротеску, Хогарт показал не только различные пороки, но и нищету, царившую во Франции в XVIII веке", — пояснила Элис Инсли.
У Хогарта — сложный язык. Он любил скрытые смыслы, метафоры, аллюзии. Его произведения — словно многоактный спектакль. Одна история разворачивается в серии работ, где юмор и насмешка уступают место трагедии. Психологию людей художник изучал на улицах, внимательно наблюдая за походкой, жестами, мимикой, часто зарисовывал интересные выражения лиц на подушечках своих пальцев. Сатирический цикл "Модный брак" стал первым в Англии, высмеивающим нравы высшего общества. История женитьбы сына обедневшего аристократа и дочери богатого торговца.
"Брак по расчету в те времена был, действительно, модным. Хогарту было чем вдохновляться. Художник подробно рассказывает историю в шести полотнах. Радостные сцены сменяются на тревожные. Последний эпизод описывает смерть графини. На картине собака крадет еду со стола — это символ разорения и грядущей катастрофы".
Подготовка к этой выставке началась еще 10 лет назад. В галерее Тейт провели большую реставрационную работу. Изучая полотна Хогарта, специалисты обнаружили, что художник не всегда завершал свои картины или их переписывал. На рентгеновских снимках "Сумасшедшего дома" из цикла "Прогресс граблей" видно, что художник скорректировал положение человека, сидящего на полу. Неожиданных открытий на этой выставке обещают много.
Табиш Хан, искусствовед: "Хогарт жил в интересное время, когда внимание живописцев впервые обратилось к современной жизни. Парадные портреты и пейзажи сменились сатирическими сценами. Сегодня они не просто актуальны, а звучат намного громче. Вот, например, "Арест", где изображен мужчина, которого собираются арестовать по пути на вечеринку. Чем не современность?!"
Уильям Хогарт создал собственный визуальный язык с множеством нюансов. Он боролся за реализм, был против украшательства и идеализации образов — призывал быть верным природе. Его искусство задавало вопросы обществу, но редко давало простые ответы.