Выберите регион

Смотрим на

Театр "Практика" представил спектакль "Солярис"

В постановке Дмитрия Мелкина "Солярис" – это не живой организм, а искусственный интеллект.

Фантаст Станислав Лем написал шестьдесят лет назад роман "Солярис". Спустя десяток лет его современник Андрей Тарковский экранизировал его. И Лем был возмущён, говорил, что вместо "Соляриса" Тарковский поставил "Преступление и наказание", заселил космос своими родственниками. А причина разногласий может быть очень проста, в этом романе про мыслящий океан она означена в реплике: "Как вы можете понять океан, если не в состоянии понять друг друга?".

Физик Сарториус, кибернетик Снаут и психолог Кельвин вместе с их материализованными фантомами возрождены в театральной версии. Столичный театр "Практика", экспериментальный по рождению, совместно с Музеем Москвы, на территории которого творит в последнее время, пригласил молодого режиссёра Дмитрия Мелкина для участия в театрально выставочном проекте "Солярис". Проект состоялся. Трудно даже предположить, что на это сказал бы Станислав Лем.

Океан и фантомы, которые он создаёт, авторы "Соляриса" в театре "Практика" перенесли на Землю. В постановке Дмитрия Мелкина "Солярис" – это не живой организм, а искусственный интеллект.

"Наши герои получают все эти приключения здесь, на Земле, и они грозят распространиться на всё остальное человечество. Мы так видоизменили эту идею, мы не летим в Космос, и главная интрига такая", – пояснил режиссер Дмитрий Мелкин.

Идея возникла около года назад. Последние пять месяцев шла плотная работа над текстом. Авторы говорят, что в какой-то мере спорят и с Лемом, придумавшим "Солярис" в 60-м, и с Тарковским, снявшим по мотивам романа научно-фантастическую драму в 72-м.

"Мы пытались найти долгое время аналог того, чем же может быть Солярис. Это был главный наш вопрос: Солярис – это что сегодня? Конечно, круто считать, что это какая-то планета в космосе, не отрываться от сюжета и Лема и Тарковского, но мы понимаем, что это тогда сосем из мира фантастики, фантастика, в которую не верим совсем. Поэтому мы в какой-то момент поняли, что у нас есть надежда сегодня на искусственный интеллект", – отметила драматург Екатерина Бондаренко.

Практически никаких декораций. Световые и звуковые эффекты – на правах главного персонажа.

"Нашей медиасреде, вот этой насыщенной, мы делегируем эти качества Солярису и получается такой персонаж, который говорит, как бог из машины", – объяснил Мелкин.

"Это, в-первую очередь, соприкосновение с невидимым миром, миром, который ещё не зафиксирован и не положен на полку в истории культуры человечества", – рассказал актер Владимир Мишуков.

В спектакле нет ответа, помогает ли Солярис стать человеку более целостным, заполняя намерено или нет утраченные фрагменты памяти, или мучает героев фантомами тех, кого хочется забыть или нужно отпустить. При этом, в постановке раскрывается вечная тема – стремление к прогрессу и неведение того, что главная проблема человека – он сам.

"Мы хотим двигаться вперед, в это счастливое новое будущее, мы летаем в космос, снимаем там кино, и при этом мы не можем договориться с собственным мужем дома, кто будет мыть посуду, и это становится проблемой. И очень хочется, чтобы глядя на эту космическую историю, мы подумали про вот этот космос внутри нас", – пояснила актриса Мириам Сехон.

"Солярис" – это театрально-выставочный проект, а потому в Музее Москвы можно увидеть и выставку художников Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски. Все 10 произведений снабжены элементами дополненной реальности. Художники исследуют подсознание города, как мыслящего организма, который они назвали Нефтярисом.

Читайте также

Видео по теме