Легенды и распахнутые двери: как Театр Вахтангова отмечает 100-летний юбилей
Владимир Путин поздравил вахтанговцев. Именно в эту субботу свое 100-летие отмечает тот Государственный академический театр, который начинался как студенческая драмстудия, но под руководством великого Евгения Вахтангова. С тех пор там всегда – звездная труппа. Как сейчас живут и играют в знаменитом особняке Берга на Арбате.
Три года репетиций, пять часов действия, все вахтанговцы на сцене. "Война и мир". Бесценный подарок Римаса Туминаса. Вальсом Наташи и Болконского начинается новый театральный век.
"Римас все поменял. И при этом все оставил. Перекрасил корабль. И корабль поплыл", – говорит актер Виктор Добронравов.
13 ноября 1921 года на Новом Арбате случилось "чудо Святого Антония". Год спустя в холодной, голодной, тревожной Москве воцарилась "Принцесса Турандот". В день премьеры "Турандот" после второго акта впечатленный Станиславский взял извозчика и поехал к умирающему Вахтангову рассказать о триумфе. Полтора часа публика ждала его возвращения! Это был самый длинный антракт в истории театра.
Вахтанговская сказка, театр оберегавшая. В 1963-м спектакль восстановил Рубен Симонов. Блистали Борисова, Лановой, "не просто Вася, а Вася Высочество" . А какие были маски... Ульянов, Яковлев, Гриценко.
"Мы играли свою "Турандот". Это было в 1991 году. Вахтангов поставил свой спектакль в 1921 году, когда все было разрушено. 1991 год. Что в нашей стране? То же самое разрушение, когда рухнула империя. И первая репетиция была назначена на 19 августа 1991-го. И именно 19 августа мы собрались в театре на репетицию. И в этот момент – ГКЧП", – вспоминает актер Евгений Князев.
С тех пор на "Турандот" здесь не замахиваются – время в театре всегда чувствовали остро.
"В первый налет фашистской авиации первая бомба, которая попадает в город, оказывается в Театре Вахтангова. От театра не остается ничего, в здании начинается пожар. Здесь погибли люди. Театр Вахтангова – единственный театр, который прошел все фронты войны", – отметил Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.
9 мая 1945-го давали "Мадемуазель Нитуш" – еще один фирменный озорной вахтанговский спектакль. Его хотели запретить, но вместо этого чиновники по 8 раз смотрели "идейно-порочный спектакль".
Шпагат Марии Ароновой – уже вахтанговская легенда, как и встреча Борисовой и Ульянова под аккомпанемент "Варшавской мелодии". А сколько сердец разбил взгляд Максаковой в "Живом трупе"!
Коллекционная труппа. Сергей Маковецкий дебютировал старинным русским водевилем.
"Через еще 100 лет он будет национальным достоянием, если он проживет", – считает актриса Ирина Купченко.
"Театр-пристань" – так и назывался один из эпохальных вахтанговских спектаклей. Театр, не расколовшийся, себя не потерявший. Юбилей здесь отмечают, как никто и никогда: спектакля или праздничного капустника нет. Есть распахнутые двери, запросто встречающие публику любимые артисты. И каждый театральный уголок открывается зрителям – тем, для кого ровно век вахтанговцы и выходят на сцену.