16 ноября 2021, 19:26 16 ноября 2021, 20:26 16 ноября 2021, 21:26 16 ноября 2021, 22:26 16 ноября 2021, 23:26 17 ноября 2021, 00:26 17 ноября 2021, 01:26 17 ноября 2021, 02:26 17 ноября 2021, 03:26 17 ноября 2021, 04:26 17 ноября 2021, 05:26

Выставка "Шедевры Русского музея" начала свою работу

  • Выставка "Шедевры Русского музея" начала свою работу
  • Картинка
    Пресс-показ выставки «Шедевры Русского музея. «Смолянки» Дмитрия Левицкого»
  • Выставка "Шедевры Русского музея" начала свою работу
В их числе – знаменитая серия "Смолянки" Дмитрия Левицкого.

Юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию ГИМа, продолжает выставка "Шедевры Русского музея". В их числе – знаменитая серия "Смолянки" Дмитрия Левицкого. Алия Шарифуллина продолжит тему.

Они приехали в Москву впервые в полном составе. Все 7 портретов "Смолянок" ни разу не покидали стены Русского музея. Полотна кисти Левицкого расположились словно на струящейся муаровой ленте – в эстетике XVIII века. Висят гораздо ниже, чем в родном музее. "Смолянки" окружают хороводом каждого, и с каждой здесь можно вступить в диалог.

"Если бы мы могли говорить о психологизме живописи XVIII века, то только у Левицкого. Каждый персонаж обладает не некой усредненной характеристикой, каждый из персонажей конкретен, в лице каждого отпечатывается его характер, его эмоциональный строй", – отметил заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский.

Приехали в гости "Смолянки" не одни. Неподалеку, словно присматривая за своими воспитанницами, расположились Екатерина Вторая и Иван Бецкой – главный советник императрицы по педагогическим вопросам. Общаясь с французскими просветителями Дидро и Вольтером, Екатерина Вторая мечтала создать "новую породу людей". "Для чего законы, если нравы испорчены?".

И прежде всего нужно воспитать воспитателя, то есть, как говорилось в указе, "дать государству образованных женщин,полезных членов семьи и общества". Возможным это казалось только в закрытом учебном заведении, в изоляции от невежественной среды.

"Здесь есть определенные элементы танца,театра. В данном случае Молчанова олицетворяет науку. Обратите внимание, насколько серьезно это обучение: вакуумный прибор, которые будущие фрейлины должны были изучать", – заявил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Учениц Смольного института Левицкий писал в 70-х года XVIII века. Вот первый портрет – пробный – Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой. Это младшие воспитанницы? об этом говорит их наряд. Каждому возрасту "Смолянок" был присвоен особый цвет. Практичный коричневый – у самых маленьких, их называли "кофейницами" или "кофульками". Чем старше воспитанница, тем светлее платье. Портреты здесь расположены так, что за них хочется заглянуть. Смольный институт – это не только тепличные условия, праздники и балы, это 12 лет тяжелого обучения со строгим порядком. Этический кодекс смолянок сформулирован в "картушках" – нравоучительных картинах художника Алексея Бельского.

"У них был строгий распорядок дня, которые не многие современные дети выдержали. Они вставали в 6 утра, мылись ледяной водой, у них было прохладно в помещениях. Одновременно к ним относились с большой любовью, старались строго не наказывать. Создавали все условиях для развития их творческих способностей и интересам к наукам", – отметила куратор выставки Людмила Руднева.

"Смолянкам" сильно досталось в XIX веке. До 1917 года картины находились в неотапливаемых залах Большого Петергофского дворца. В Русский музей они поступили в плачевном состоянии. Первая советская реставрация привела "Смолянок" в чувство, но настоящие краски полотнам вернули лишь в 2010 году, когда убрали потемневший от времени лак.

"Платье, которое было синего цвета, оно отдавало зеленым оттенком и непонятно было, какой возраст здесь изображен. Цвет, конечно, изменился, появилась играющая белизна кожи, была непонятна национальность девушек, очень темнокожие", – отметила заместитель генерального директора Русского музея Ольга Бабина.

Раскаты цвета Левицкого дополняет черно-белый фоторепортаж Карла Буллы о трудах и днях,рукоделиях и песнопениях смолянок. Костюмы, шифры фрейлин, фрагменты иконостаса – все это свидетели перемен, начатых просвещенной императрицей в огромной империи.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация