Стали известны имена лауреатов 13-й премии Кандинского
Леонид Бажанов, искусствовед, член жюри премии Кандинского: “Приятным было то, что сохраняется высокий уровень. Русские художники стали не приключением, не ивентом, не событием каким-то, а демонстрируют профессиональный стабильный уровень, качество и актуальность”.
Итоговое заседание жюри заканчивается за несколько минут до начала церемонии награждения. Это нерушимая традиция. Главный приз в номинации "Проект года" получил Андрей Кузькин за работу "Молельщики и герои". В его пантеоне на пьедесталах — героические головы, облитые кровью, вокруг — застывшие жертвы, личности которых слились в массу. И герои, и молельщики слеплены из одного теста — из хлебного мякиша. 1104 фигуры, над которыми художник работал три года.
Инсталляция о страданиях, о безвинных и слабых, и о том, как романтическая драма о героях может легко превратиться в миф о жертвоприношении.
Андрей Кузькин, художник, лауреат премии Кандинского: “Как говорил Венечка Ерофеев — он мечтал бы о таком мире, где не было бы место подвигу. Эта работа связана и с историей, есть отсылки к Гулагу, к репрессиям. Эти люди доведены до крайней степени унижения. Они могут только молиться богу или тирану о пощаде и о смягчении своей участи. Но у них нет уже воли. Нет протеста и желания сопротивляться”.
Как и работа Андрея Кузькина, видео "Рой" Альбины Мохряковой, сделанное на основе найденных в YouTube роликов, отсылает нас к памяти и к ритуалу встречи со смертью, в котором уничтожается личность. Альбина Мохрякова в 2019 году стала победителем Премии Кандинского в категории "Молодой художник". В этом году — снова награда в этой же номинации.
Альбина Мохрякова: “Я люблю свои работы, но в то же время я обожаю своих коллег. У меня школьная система ценностей — с ближним поделиться, место уступить старшему и т. д. Поэтому в первую очередь — это большое удивление и шок!”.
Еще одна номинация, соискатели которой осмысляют культурно-художественные явления, была введена в 2014 году. Книги-претенденты представлены небольшой витриной, и их, конечно стоит не только разглядывать через стекло. Лучшей научной работой признали книгу Романа Осминкина, посвященную исследованию российского перформанса.