Спектакль "Казанова. Ars Vivendi" представили в Губернском театре
Знаменитый авантюрист, бонвиван и путешественник заметил в своих мемуарах, что "нет писателя, который одновременно владел бы двумя разными стилями, как не бывает физиономии, хранящей одновременно два выражения". Одновременно, конечно, нет, а вот быть поочерёдно многоликим может актёр! Что и демонстрирует Безруков на протяжении спектакля, посвящённого бесконечно живучему и удивительно живому образу итальянца.
На премьере нового спектакля Губернского театра зрителей сразу погружают в атмосферу карнавальной игры. В фойе — живые статуи и живая музыка. Сергей Безруков уверен: в тревожное время пандемии зрителю нужен спектакль-праздник. Он поставил новую пьесу Андрея Ларионова про путешествие Джакомо Казановы в Российскую Империю.
Пытаясь поправить дела, Казанова прибывает ко двору Екатерины Второй. В его голове миллион проектов — от обольщения императрицы до проведения государственной лотереи. Пробный розыгрыш проводят на месте: победителя выбирают из зала. Поездка в Россию — невероятный, но реальный факт из биографии великого авантюриста. И прекрасный повод для создания зрелищной буффонады.
Янина Соколовская, актриса: "Сразу обозначен жанр, уровень — гротесковость и "настоящность". То есть как бы совмещается столько жанров, для артиста это, конечно, очень приятно. И побыть как, моем понимании, настоящей Екатериной Второй — властной, сильной, где-то недовольной и побыть любящей женщиной — наивной, растерянной".
Хотя персонажей в пьесе немного, на сцене постоянное движение: беготня, драки, танцы. И все это в сложных, пышных костюмах.
Анна Матисон, художник по декорациям, художник по костюмам: "Орлов у нас появляется, накидывая такой, знаете, очень модные сейчас искусственные шубы — у него такая, в пол. Она жаркая. Когда он уходит со сцены, ее выжимать можно. Она мокрая насквозь".
Этот спектакль — бенефис Сергея Безрукова: он здесь и режиссер-постановщик, и исполнитель главной роли. В пьесе он особенно ценит "горинскую интонацию". Казанова ломает четвертую стену: шутит на злобу дня, общается с публикой и дает советы по обольщению.
Впрочем, жанр постановки создатели определяют как "трагифарс". Казанова в новой версии не только сердцеед, но также мыслитель и джентльмен. А под плутовской маской скрывается израненная душа.
Народный артист РФ Сергей Безруков: "Эта вот фраза: "Я всегда ждал маму" — это боль, которую он проносит через всю свою жизнь. "Я всегда ждал маму". Может быть, обилие женщин — это поиск этой материнской любви. И в то же время — недоверие".
Фраза из названия спектакля "Ars Vivendi" в переводе с латыни означает "Искусство жить". Жизнь Казановы — тоже искусство: невероятные приключения итальянца в России могут закончиться плачевно, но в финале герои все равно пустятся в пляс.