Историю рода Юсуповых расскажут в театре "Современник"
Историю одной из самых известных династий России рода Юсуповых расскажут в театре "Современник". Оперу "Птица Феликс" на драматической сцене поставили впервые. Юлия Струкова побывала на пресс-показе.
Шутник и карнавальщик, примерный сын и любящий брат, сумасброд и филантроп, младший в династии Юсуповых Феликс Феликсович с братом Николаем – совсем не на птице-тройке в пути по таким узнаваемым русским дорогам. Путь длиной в три века.Именно столько династии Юсуповых. Предки Феликса рядом в символическом поезде.Ездят по горизонтали, вертикали, парят в воздухе... Зритель подглядывает в окна вагонов времени.
"Это работа довольно фантазийная. Я не могу сказать, что мы здесь все переврали или нарушили. Ничего не врали, ничего не нарушено. Но в нашем спектакле спокойно могут встретиться матросы 17-го года с Иваном Грозным. В спектакле создается художественный воздух, в котором интересно это переплетать", – отметил режиссёр-постановщик Олег Глушков.
От дочери Юсуфа-мурзы – царицы Сююмбике, что правила Казанским ханством – до Феликса Юсупова, участника убийства Распутина. Здесь не забыли про роковое проклятье рода: только один наследник мог доживать до 26-летнего возраста. И вот дуэль, на которой погибает 25-летний брат Феликса Николай. Каждый представитель этой династии оставил свой след в истории. Приумножали новое, прогрессивное, шедевральное. Разбивали сады, строили дворцы, внедряли технические новинки. И так же щедро чудили, были азартны и безудержны.
"Это фантастический род, и это практически история всей нашей российской и культуры, и вообще просто история нашей России. Поэтому здесь и Иван Грозный, и Екатерина Великая, и Пушкин. И они все были так или иначе положены на алтарь этой семьи прекрасной", – пояснил автор идеи спектакля Павел Каплевич.
"Птица Феликс" – эксперимент для "Современника". Впервые опера – в исполнении драматических актеров. Впервые сначала была поэтическая пьеса Михаила Чевеги, а потом к ней сочинялись арии. Впервые перемешиваются разные стили, элементы низкой и высокой культуры.
Актерам помогают погружаться в "дела давно минувших дней" знаменитые залихватские воспоминания Феликса Юсупова.
"Что это такое, как это вообще делать, через что это решать? Конечно, спасала книжка его", – заявил актёр Степан Азарян.
Род Юсуповых, словно Феникс, постоянно возрождался. Не вынес только революции. В 18-м они эмигрировали и больше в Россию не возвращались. Феликс и Ирина успели вывезти лишь часть драгоценностей и два полотна Рембрандта. Накопленные веками богатства остались в России. В финале "Птицы Феликса" – пронзительная исповедь эмигранта.