Робер Лепаж поставил "Мастера и Маргариту" в Театре Наций
Сцену Театра Наций Робер Лепаж знает до сантиметра. Снова и снова постановщик из Канады проверяет, настраивает, корректирует. Технически это очень сложный спектакль.
Художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов: "Везде камеры, где нужно очень точно стать точку. Если ты встал мимо нее, ты уже не попал в камеру. А там крупный план зрители должны увидеть. Там все эти точки они пронумерованы. Это такая математика. Муштра, муштра, каждый день мы этим занимаемся".
Евгений Миронов так прямо и говорит, до конца не верил, что Лепаж согласится на эту авантюру — ставить "Мастера и Маргариту" в России. В Москве режиссер много ходил по музеям, изучал быт советской эпохи.
Робер Лепаж: "Для меня в Булгакове проявляется русская специфика, русский характер. Это очень гуманистическое произведение. Не важно, какой быт окружает людей, и в условиях каких политических систем они живут. Русские невероятно умеют адаптироваться к ситуации и всегда находят выход. Читая Булгакова, мы видим, сколько в русских людях жизни, несмотря на суровые условия. Для меня это было большим открытием — такой способ жить".
В театре подчеркивают, воплощают не отдельную сюжетную линию, а роман целиком. Происходят мгновенные переключения из одного пространства в другое. У артистов рассчитан каждый шаг. Около 100 персонажей и всего 13 актеров.
Сцена стала выше на 60 см, чтобы под ней можно было перемещаться. Это происходит с помощью специальных тележек. Актеры переодеваются и всего за несколько секунд оказываются в другой части сцены уже в новом образе.
В роли Иешуа — Дмитрий Сердюк. В юности он мечтал вовсе не о карьере артиста собирался стать священником. Возможно, это повлияло на решение режиссера.
Дмитрий Сердюк: "Ему показывали фотографии и он сказал — вот этот человек. У него какой-то есть духовный опыт. Он как-то увидел по моему лицу, что я как-то связан с этими вещами. ну да, с духовностью".
По словам артиста, Робер Лепаж — режиссер, который может задать направление работы всего одной фразой. Иешуа дла него, в первую очередь, талантливый человек. Еще один ориентир от постановщика — искать в этом образе мистика, медиума.
"Для меня даже больше. Иешуа — это такой прообраз индийского духовного лидера, мистика Ошо. Я очень много смотрел за ним. Я копировал его жесты, смотрел как он говорит, за манерой его общения с людьми. За его глазами. И вот это для меня, скорее, было таким ориентиром", — рассказал артист.
Евгений Миронов, создавая образ Мастера, погрузился в историю написания романа и исследование биографии писателя. Актер во многом ориентируется на характер самого Булгакова.
Евгений Миронов: "В молодости, например, все, что я читаю, все женщины особенно писали о его искрометности, фейерверк просто, какой-то Коровьев. И в финале жизни — депрессивный, сломленный, ожесточенный, в дикой депрессии человек. Поэтому, вот, что получится, я в итоге не знаю. Скорее всего это будет собирательный образ. Потому что много очень примеров интеллигентов, писателей, поэтов, которые очень трудно выживали в эту эпоху".
Чулпан Хаматова рассказала, что мечты сыграть Маргариту у нее не было. Когда на эту роль позвали в кино — отказалась.
"И здесь тоже не хотела играть, пока Лепаж не объяснил, какой он ее видит. Только после этого я согласилась. Мечта была сыграть кота Бегемота. Но мне не доверили", — призналась актриса.
В этой Маргарите есть и Елена Булгакова, и Надежда Мандельштам. Судьбы конкретных людей и одновременно — метафора.
Чулпан Хаматова: "Это всегда должен быть психологический театр. Всегда должно быть убедительно. Просто то, что мы имеем в виду, может быть, психологический театр — это правдивый театр, честный театр. Но, конечно, это форма. Естественно. А отсюда и метафора".
Уже известно, что спектакль будет длиться больше 4-х часов.