26 ноября 2021, 18:58 26 ноября 2021, 19:58 26 ноября 2021, 20:58 26 ноября 2021, 21:58 26 ноября 2021, 22:58 26 ноября 2021, 23:58 27 ноября 2021, 00:58 27 ноября 2021, 01:58 27 ноября 2021, 02:58 27 ноября 2021, 03:58 27 ноября 2021, 04:58
  • Мария Свешникова

В разрешении проблем помогают собачий нос, клюв петуха или наган матроса

Студент подтвердил: подход к статуе спасает на экзамене. А для верности он обходит всех четырех собак. Кстати, так поступают многие. Вот из вагона вышел учитель с группой детей и начал им рассказывать историю станции, после чего каждого поднял погладить холодный нос.

Пару недель назад на станции метро "Площадь революции" я заметила девушку, припавшую к одной из бронзовых фигур, установленных в вестибюле. Обнимая статую пса, молодая женщина разговаривала с ним, поглаживая по носу. Торопиться было некуда, и я тихонько встала в другой арке понаблюдать. Монолог был длинным и эмоциональным. Когда она отошла, к псу стали подходить другие люди.

Одни гладили нос "на бегу", другие задерживались и что-то шептали. Третьи шли к не менее бронзовому петуху, нагану матроса или колену солдата. Но большинство – к собаке. К ее ноге и носу. И тут мне стало интересно – кто и зачем, по какой надобности десятилетиями трет бронзовые фигуры настолько усердно, что нос собаки истончился до дыр.

Станция метро "Площадь революции" в Москве была спроектирована архитектором Алексеем Душкиным и открылась 13 марта 1938 года. Название она получила по одноименной площади. Станция имеет два наземных вестибюля: западный, находящийся на площади Революции, был открыт вместе со станцией. Восточный – в Богоявленском переулке – открылся 21 декабря 1947 года.

Архитектура интерьеров западного вестибюля достаточно лаконична. Восточный вестибюль, представляющий собой полуциркульный зал, несколько интереснее: напротив эскалатора, над кассами, выложена флорентийская мозаика, прославляющая 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Ниже на мраморе стены выбиты строки первой редакции Гимна СССР, утвержденного в 1943 году. Освещение решено в виде двух рядов люстр-тарелок, сдвинутых к пилонам. Также расположены светильники и в боковых залах. Торцевая стена центрального зала изначально была украшена барельефом "Сталин и Ленин" работы Матвея Манизера, его убрали после смерти вождя.

Но примечательнее всего революционная тематика оформления станции: на постаментах в углах пилонов были установлены 76 бронзовых фигур (по четыре одинаковых), изображающих настоящих советских людей. Это революционный рабочий с винтовкой и гранатой и солдат с винтовкой, крестьянин с оружием и в лаптях и матрос с наганом и гранатами, парашютистка ДОСААФ и матрос-сигнальщик с линкора "Марат", девушка-ворошиловский стрелок и пограничник с винтовкой и собакой, стахановец с отбойным молотком и молодой инженер, птичница с курицей и петухом и хлебороб, студент и студентка с книгой, спортсменка-дискоболка и футболист с мячом в руках, отец и мать с ребенком. И пионеры.

В 1941 году скульптуры со станции были эвакуированы в Среднюю Азию. Через три года они вернулись в виде разрозненных частей, которые удалось восстановить и поставить на прежнее место. К ним-то я и шла, чтобы выяснить всю правду. Признаюсь, некоторое время ушло, чтобы собраться с духом: ситуация в мире такая напряженная, что реакция людей могла быть любой и абсолютно непредсказуемой. Тем интереснее игра.

Спустилась по эскалатору и сразу в бой, чтобы не думать о внутренних страхах. Первым попался высокий седой мужчина. Он оказался улыбчив и разговорчив. Ответил на все вопросы и даже более того, рассказал, что, пока я не пришла, постоял в очереди к собаке (значит и очереди бывают). И что одна девушка пролезла вперед. Пропустил – вдруг в институт торопится: существует поверье, что экзамены у студентов проходят легко и гладко, если заранее забежать к собаке, и с ней договориться. Сам же он в метро бывает нечасто, но, оказавшись здесь, непременно подходит именно к этой фигуре – практически поздороваться со старым приятелем.

У статуи напротив стояла женщина. Она гладила пса, что-то ему объясняла, уговаривала. Только приблизившись я поняла, что она не одна – с мужчиной: он спокойно ждал рядом. Женщина подняла на меня запавшие печальные глаза: она специально приехала к статуе. Приехала второй раз в жизни. Много лет назад она попросила собаку о помощи в разрешении проблемы, и та "не отказала". И сейчас надеется на чудо, которое ей очень нужно.

Спрашивать дальше было неловко и, пожелав, чтобы надежда сбылась, я быстро перешла на другую сторону: там нос собаки тер школьник, ехавший куда-то с дедушкой. Представившись, с разрешения старшего спросила мальчика – зачем ему понадобился собачий нос. "Повезло", – засмеялся дедушка. – "Попадешь в статью". Внук же ответил, что сейчас ему предстоит нечто важное, поэтому было нелишним попросить у собаки поддержки. "Однажды она помогла. Я ехал к зубному врачу и ужасно боялся. Погладил собаку, приехал к врачу, и он вылечил меня. Было совсем небольно".

Пожелала удачи и ему, одним глазом косясь на группу казахов в национальных шапках у фигуры напротив, но подойти не решилась: между собой они говорили на родном языке, могли не знать русского. Хорошо, что о собаке знают.

Вместо них отправилась к студенту, который подтвердил, что подход к статуе спасает на экзамене. А для верности он обходит всех четырех собак – что и продемонстрировал. Пока следила за ним, заметила, что так поступают многие. Возможно именно так и надо? Тем временем из вагона вышел учитель с группой детей и начал им рассказывать историю станции, после чего каждого поднял погладить холодный нос.

Первый десяток опрошенных был вежлив, смешлив и доброжелателен. Мужчины и женщины разного возраста сначала несколько настороженно относились к журналисту, но, узнав, что я никого не планирую высмеивать, оттаивали. Мы шутили, смеялись, улыбались друг другу – это было заметно даже сквозь маски.

Я уже решила, что так будет всегда и что я быстро справилась с заданием, но после мужчины, который посетовал: "Меньше сейчас идут, вот раньше – бывало дело, приходилось подолгу стоять в очереди", ситуация кардинально изменилась.

Довольно резко мне начали отказываться отвечать и грубо обрывать на первых словах. Так опрос стал еще и небольшим социологическим исследованием: самыми агрессивными и недоброжелательными оказались женщины среднего возраста от 35 до 55 лет. Одна, вторая, пятая…

Уходить на минусе не хотелось, я твердо решила не нести это домой. И дождалась! Очень красивая, с акцентом говорящая по-русски молодая женщина, с трудом подбирая слова объяснила, что обязательно приходит к собаке поговорить, рассказать ей о своих проблемах. И та обязательно помогает.

Подошла я и к семье: мама, бабушка, девочка. Они переглянулись: "Да мы не знаем, зачем кто-то трет нос. Стоим и дочери рассказываем об этом. Дырку ей показали".

И тут я поняла, что домой идти рано, что исследование будет неполным, если я не спрошу тех, кто не подходит к собаке. Первый человек сказал, что ему некогда. Второй, что не верит собаке. Женщина в яркой желто-солнечной куртке засмеялась: "Никогда не подхожу. Откуда я знаю, кто к этому носу прикасался до меня. Какие у него болезни. А уж во времена коронавируса это тем более опасно".

В ее словах, в интонации не было ни агрессии или неприятия. Мы попрощались. Пришло время идти в сторону западного, "лаконичного" эскалатора. И пока ехала домой, думала – как правильно было спросить разных людей с разной позицией. Потому что важнее того, трут они собачий нос или нет, их душевное состояние.

И способность улыбаться незнакомому человеку.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация