Никто не хочет уступать: Англия и Франция бьются за рыбу
Ла-Манш стал местом, где вновь столкнулись интересы Франции и Великобритании. И никто уступать не хочет. После выхода англичан из Евросоюза в проливе началась битва за рыбу. Французские рыбаки, считают что могут продолжать вылов в территориальных водах Великобритании, и требуют увеличения квот. Британцы французский промысел всячески ограничивают. В знак протеста рыбаки из северных регионов Франции на несколько часов перекрыли въезд в тоннель под Ла-Маншем со стороны Кале и заблокировали движение грузов в Англию.
Несмотря на сильный ветер и шторм, они вышли в море на рассвете, дорогу освещали файерами – красный цвет как нельзя лучше отражает крайнюю степень раздражения французских рыбаков. Наладить отношения пытаются уже год, но тучи вокруг рыбного дела продолжают сгущаться.
"Наше сообщество рыбаков – одно из самых крупных во Франции, это семьи, которые зависят от ловли, вся экономика на этом завязана. И сегодня у многих проблемы и туманное будущее", – говорят рыбаки.
Британцы заверяют, что выдали лицензии всем, кому смогли по своим же установленным правилам, французы уверяют, что не получили и половины от того, что имели до Brexit.
В октябре наша съемочная группа несколько суток провела вместе с экипажем траулера "Мармузет". Ловили гребешков. Капитан тогда обещал новые акции, его же мы встретили сейчас во время блокады порта Кале.
- Что-нибудь поменялось?
- Нет, ничего пока не изменилось, поэтому мы и устроили эту акцию, чтобы надавить на Европейскую комиссию и британское правительство, – отметил рыбак Пьер Лепретр.
"Французские власти нас сейчас поддерживают, но Европейская комиссия должна принять какое-то решение. Мы будем еще давить", – заверил один из рыбаков.
Рыбаки поочередно заблокировали три порта: Сан-Мало, Уистреам и Кале. Затем перекрыли проезд по тоннелю через Ла-Манш. На дорогах возвели подобие баррикад и остановили движение в обе стороны.
Милан, водитель грузовика перекрыли дороги, пропадает сегодняшний день, выходные пропадают.
"Французы только и делают, что блокируют дороги, это у них традиция такая – протесты устраивать. Что фермеры, что "Желтые жилеты". Потом все это сойдет на нет, они, видимо, не понимают, что мы покинули ЕС, цепляются за последнюю возможность, но через 5 лет у них все равно не будет лицензий. Зачем вся эта суета? Не думаю, что британское правительство им уступит", – говорит один из английских водителей.
Париж уже грозил отключить свет британскому острову Джерси, обещал дополнительно досматривать британские грузовики, проводил "красные линии", но потом внезапно уступил и сам предложил Лондону переговоры, которые пока закончились ничем.
"У нас простое послание: мы хотим лицензии, и если вы нам не дадите доступ в британские воды, мы вам не дадим доступа к европейскому рынку", – заявил Бенуа Фирман, представитель Комитета рыбаков Франции.
Между фурами толпится народ, в воздухе сильно пахнет морепродуктами. Рыбаков видно сразу по высоким сапогам. Они радуются тому, что смогли мобилизоваться и взять рычаг давления в свои руки. Президент Макрон говорил, что их не бросит, но, уверяют, реальность оказалось иной.
"Уже год мы ждем, и ничего не происходит. Мы себя чувствуем немного брошенными, задвинутыми, нам столько наобещали. 1 января этого года политики приезжали в Булонь и говорили, что мы будем добиваться лицензии, бороться за каждого, прошел год, и около 50 кораблей сидят без лицензий", – недоволен один из рыбаков.
"Рыбаки в трудной финансовой ситуации, очень злы. Это Европейская комиссия должна переговоры вести, это она Brexit подписывала, она должна возобновить переговоры, которые были плохо проведены. Почему с их стороны тишина? Наверное, рыба не составляет большую долю ВВП европейского рынка", – сказал Оливье Лепретр, президент регионального Комитета рыболовли.
Макрон обещал что-то придумать до Рождества, но там каникулы и Новый год, после чего Франция становится страной-председателем ЕС – тогда она сможет активнее продвигать свою повестку.
Грузовики – до горизонта. Заблокировали дорогу на пару часов, но цель достигнута: французских рыбаков услышали. Правда, пока, услышали только журналисты – европейские и британские. Отсутствие политической реакции рискует вылиться в новые акции отчаявшихся рыбаков.