28 ноября 2021, 22:10 28 ноября 2021, 23:10 29 ноября 2021, 00:10 29 ноября 2021, 01:10 29 ноября 2021, 02:10 29 ноября 2021, 03:10 29 ноября 2021, 04:10 29 ноября 2021, 05:10 29 ноября 2021, 06:10 29 ноября 2021, 07:10 29 ноября 2021, 08:10
  • Ксения Колчина

Северный завоз: Чукотка без продуктов не останется

  • Северный завоз: Чукотка без продуктов не останется
  • Картинка
    Северный завоз: Чукотка без продуктов не останется
  • Северный завоз: Чукотка без продуктов не останется
Тройка атомных ледоколов пробивает Севморпуть. Гарантирован ли северный завоз? Может ли Чукотка спать спокойно?

Большое событие для Чукотки. В магазины Анадыря, наконец, поступили продукты, которые ежегодно доставляются в арктические регионы по северному завозу. Но в этом году поставки сильно задержались. В октябре ударили ранние морозы, и десятки судов попали в ледовый плен на Северном морском пути. На помощь пришли целых три атомных ледокола: "Ямал", "Вайгач" и "Таймыр".

Но и в портах Приморья тоже неожиданная проблема. Из-за возросшего потока китайских грузов там – заторы. Скопилось более пяти тысяч контейнеров, ожидающих разгрузки. Разобраться в ситуации еще две недели назад Минтрансу поручил президент. Как на Дальнем Востоке решаются логистические проблемы?

Уникальные кадры, которые войдут в историю российского ледокольного флота. Севморпуть. Атомный ледокол "Вайгач" ведет за собой семь судов. Караван проходит море Лаптевых. Идут под шум ветра и треск льдин. Из-под носа "Вайгача" в стороны разбегаются черные трещины. Если бы не этот богатырь, суда не тронулись бы с места – лед здесь толщиной в полметра.

Михаил Гончаренко, капитан атомного ледокола "Вайгач", дает интервью нашему каналу по спутниковой связи – единственно доступной в ледяной пустыне. "Основная сложность – в тактико-технических данных проводимых судов. Разная мощность, кто-то поуже, чем наш канал ледовый, остающийся за ледоколом, кто-то пошире, соответственно, тяжелее идти", – поясняет Гончаренко.

Красная точка на спутниковой карте – это судно "Механик Пустошный", которое вскоре присоединится к каравану и станет девятым в веренице. Но прежде на его борт передадут продукты, топливо и питьевую воду – морякам не хватило запасов.

Плановая проводка – это ледокол плюс два судна. Нынешняя цепочка длиннее в четыре раза: от носа ледокола до кормы замыкающего – 3 морских мили (больше 9 километров). Такой процессии в восточной Арктике еще не было.

Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана. Его протяженность – около 5600 километров от пролива Карские ворота до бухты Провидения на Чукотке. Ледокол "Вайгач" сейчас ведет суда с востока на запад в море Лаптевых, в Карском море работают атомные ледоколы "Ямал" и "Таймыр", в районе мыса Дежнева – ледокол "Новороссийск".

Зима на Севморпути длится с ноября по июнь. Суда надеялись проскочить, пока лед еще не встал окончательно, но погода застала их врасплох. На разных участках маршрута застряли 24 судна.

"Бизнес есть бизнес. Судовладельцы, грузоотправители видели определенные выгоды именно в увеличении длительности эксплуатации Северного морского пути – без ледовых проводок, без сопровождения нашими судами. Арктика не прощает таких ошибок. И это не место, где можно срубить денег, не думая о последствиях", – отметил Алексей Лихачев, генеральный директор государственной корпорации "Росатом".

Несколько из судов, идущих в караване, направлялись в Мурманск из чукотского порта Певек. На Чукотку они привезли продукты и материалы для строительства важных инвестпроектов: строительства горнообогатительного комбината, высоковольтной линии и реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта в Певеке. Грузы ждали долго: все сроки навигации на Дальнем Востоке в этом году сорваны.

"Были проблемы с отгрузками, с заказом контейнеров – все было проблемно. Часть заказов не получили, потому что не отгрузились", – рассказала Татьяна Минеева, руководитель продуктового магазина.

Чукотка, Камчатка и Сахалин – это те регионы Дальнего Востока, в которые большие партии товаров можно доставить лишь морем. Как правило, судно загружается в порту Владивостока и идет в другой дальневосточный порт – это называется каботажной (внутрироссийской) перевозкой. Но в этом году тысячи контейнеров с грузом для соседей застряли в Приморье. Порты оказались завалены азиатскими товарами, которые отправляют транзитом в Европу: по нашему Транссибу, оказывается, дешевле. Коммерческий груз для судовладельцев выгоднее, чем социальный. Как результат – Чукотка чуть не осталась без продуктов.

На Сахалине ящики яблок, слив, хурмы отправились на свалку. Пока товары дождались своей очереди на отправку, испортились. На Камчатке чуть было не встали важнейшие стройки – аэропорта и краевой больницы. Цемент тоже привезли с большим опозданием.

10 ноября на совещании с членами правительства в ситуации потребовал немедленно разобраться Владимир Путин. Минтранс взял время до конца ноября. Социальные грузы в порту Владивостока сделали приоритетными, выделив под их загрузку три причала. Специально созданный штаб отслеживал отправку каждого контейнера. В рекордные сроки все грузы, предназначенные для удаленных портов, вывезли из Приморья. В порту было больше 5000 контейнеров, а стало порядка 2000 – как по нормативу.

В порту Владивостока загружают судно "Феско Янина". Оно отправится в Магадан. Но это уже будет не срочный рейс. Порт Владивостока больше не наверстывает упущенное и работает по стандартному графику, тем более погода уже затрудняет навигацию. На Севморпути, к счастью, погода благоволит спасательной операции – пока всего минус 14, и нет сильного ветра. В таких условиях караван судов за две недели выведут на чистую воду. И тогда будет поставлена точка и в этой истории, ставшей частью глобального логистического кризиса.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация