В Театре на Таганке премьера – спектакль "Урожай"
Слово, кстати, давно получившее статус термина в современном искусствоведении – высказывание. Высказался белорусский драматург Павел Пряжко, высказалась режиссер-постановщик Марфа Горвиц, и художник Николай Симонов высказался на тему, заданную драматургом, – весь урожай яблок у него уже на земле, но всё еще не собран. Да и земля – это не совсем земля. И яблоки – это не то чтобы яблоки. Это плоды. Плоды чего? Вопрос ко всем, кто придет на спектакль. Приходите, найдете ответ.
В виртуальном райском саду четверо ребят собирают яблоки. Для них это новый опыт. Хотят сделать все идеально, ведь собирать яблоки – это не есть их... Но выросшие в мире гаджетов, не приученные к труду, молодые люди оказываются совершенно беспомощными в реальности. Они искренни и наивны, но не способны решить ни одной проблемы. Для них даже придумали термин "новые нежные люди".
Марфа Горвиц, режиссер: "Поколение, которое после нас, оно такое нежное – я это связываю с тем, что мир устал от насилия. После ХХ века, когда случился Гитлер, случился геноцид, человек как будто бы очень устал от насилия. Появился новый человек, и этот человек требует другого устройства мира".
Язык известного драматурга Павла Пряжко лишен всякой литературной причесанности – это будто подслушанная и сразу же записанная разговорная речь.
Сергей Цимбаленко, актер: "Там фраза "Надо осторожно брать, тогда им будет". Ну почему не написать "Надо брать их осторожно"? И когда мы вчитались, когда уже выучили текст, начали прогонять, в жизни мы начали замечать, что мы так говорим".
Со сцены звучат и фразы героев, и ремарки автора. Текстовая ткань смешивается с пластикой. Марфа Горвиц репетировала вместе с хореографом Анной Абалихиной. Язык тела здесь тоже очень важен.
Анна Абалихина, хореограф-постановщик: "Пряжко просто пишет партитуры движения. Темпоритмически, как он строит фразы, как он строит внутренний размер, внутреннюю мелодию текста, ремарок. Он пишет скрипты для балетов".
Герои – узнаваемые архетипы, молодые люди со своими проблемами и комплексами. Ира стремится быть лучшей, соперничает с лидером-мальчиком. Страдает синдромом отличницы.
Надежда Флёрова, актриса: "Что-то получается, но потом возникает следующее задание, а потом следующее – и все мы находимся в этом вечном потоке заданий, которые мы очень по-разному решаемы. Нам кажется, что мы их решаем, а в итоге получается что нет".
Усилия людей, способных не создавать, а потреблять, чем дальше – тем больше умножают проблемы. Ситуация доводится до абсурда. Урожай собрать не удастся. Из виртуального райского сада ни с чем придется вернуться в серые будни.